Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 25 января 2021 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. На нем депутаты рассмотрели в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства».
Как подчеркивалось, сегодня один из основных задач дальнейшего улучшение позиций страны в международных рейтингах и индексах, является совершенствование национального избирательного законодательства, приведение его в соответствие с общепризнанными международными стандартами.
Имеется необходимость информирования международного сообщества о сути проводимых в нашей стране масштабных демократических реформ в сфере выборов путем реализации некоторых рекомендаций международных организаций в национальном законодательстве, предложенных на парламентских выборах 2019 года.
Проектом закона, разработанным группой депутатов на праве законодательной инициативы, упраздняется институт окружных избирательных комиссий, проводящих выборы в районные (городские) Кенгаши народных депутатов, их полномочия передаются районным (городским) избирательным комиссиям. Вместе с тем, определяется порядок включения граждан Узбекистана, проживающих за рубежом в список избирателей, независимо от их консульского учета в дипломатических представительствах, а также правовые основания для голосования в переносных избирательных урнах по месту жительства или работы избирателей за рубежом.
Также документом предлагается перенести дату проведения выборов в Узбекистане с декабря на октябрь.
Согласно статье 117 Конституции, выборы президента, в Законодательную палату Олий Мажлиса Узбекистана и Жокаргы Кенес Каракалпакстана, а также в представительные органы государственной власти областей, районов и городов проводятся в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря.
Законопроектом предлагается изменить день проведения выборов на первое воскресенье третьей декады октября. Если поправки будут одобрены, выборы президента Узбекистана, запланированные на 2021 год, могут состояться 24 октября.
Закон «О финансировании политических партий» приводится в соответствие с Избирательным кодексом, который устанавливает порядок государственного финансирования президентских выборов, а также парламентских и выборов местных органов представительной власти.
Кроме того, в проект закона вносится ряд изменений, основанные на рекомендациях Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. В частности, исключается задача избирательных комиссий по организации встреч кандидатов с избирателями, запрещается использование государственных ресурсов во время избирательной кампании. Во избежание необоснованного продления сроков объявления результатов выборов, срок обжалования решений избирательных комиссий сокращается с 10 до 5 дней.
Еще один важный аспект — политическими партиями вводится процедура, согласно которой публикуется промежуточные предвыборные и итоговые финансовые отчеты, а также результаты проверок со стороны Счетной палаты деятельности партий. Это, по мнению депутатов, послужит обеспечению прозрачности использования средств, выделенных политическим партиям.
На заседании уделено внимание на некоторые аспекты, связанные с проведением выборов в декабре. Как отмечалось, в соответствии с действующим законодательством выборы Президента, выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные представительные органы проводятся соответственно в первое воскресенье третьей декады декабря в год истечения срока их конституционного срока. Это приводит к затягиванию проведения после выборных политических мероприятий, в частности, принятия Государственной программы и др.
В связи с этим, согласно проекту закона предлагается проведение выборов в первое воскресенье третьей декады октября.
Как подчеркивают члены парламента, после принятие законопроекта совершенствуется избирательное законодательство на основе общепризнанных международных избирательных стандартов. Послужит для обеспечения проведения открытых и прозрачных избирательных процессов. Наряду с этим, послужит основой для своевременного формирования высших государственных органов после выборов и принятия важных политических решений.