После того, как с приходом нового Президента в Узбекистане стали проводиться системные реформы и рынок стал открыт для инвестиций, в стране наблюдается значительное повышение инвестиционной активности. Так, по информации веб-портала «Invest in Uzbekistan» на 1 февраля 2020 года количество предприятий с участием иностранного капитала в Республике Узбекистан составило 11 тысяч, что на 37% (3 тысячи) больше, чем в прошлом году. Только в январе 2020 года было создано 255 предприятий с участием иностранного капитала.
Инвесторы, готовые инвестировать в экономику страны, как правило, заинтересованы в получении льгот от государства для реализации своих проектов. Законодательство Узбекистана содержит немало льгот и гарантий для инвесторов, а также механизмов их предоставления. С принятием 10 июня 2019 года Закона Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве», данный механизм структурирования проектов вызывает интерес у инвесторов. В то же время, существует механизм заключения инвестиционных договоров с государством, давно предусмотренный законодательством. Так в чем же разница между данными механизмами и какой из них интереснее для инвесторов?
В настоящей статье мы попытались раскрыть основные моменты, на которые рекомендуем обратить внимание при выборе механизма структурирования инвестиционных проектов.
Стороны договора и его инициирование
Проект государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) может быть инициирован как государственным органом (или организацией, далее — государственный инициатор), так и компанией (далее — частный инициатор). Частный инициатор вправе инициировать проект ГЧП путем разработки концепции проекта ГЧП и предложить ее для рассмотрения государственному инициатору. Концепция проекта ГЧП должна содержать инновационный подход к решению поставленных задач и быть выгодной для обеих сторон проекта. Сторонами договора ГЧП выступают частный партнер и государственный партнер. Финансовые и иные организации, предоставляющие финансирование проекта ГЧП могут также являться участниками соглашения.
Инициирование инвестиционного соглашения с Правительством Республики Узбекистан должно исходить от иностранного инвестора или с его участием с государственными органами или хозяйствующими субъектами. Сторонами инвестиционного договора являются иностранный инвестор и Правительство Республики Узбекистан.
Объект соглашения
Как у проекта ГЧП, так и у инвестиционного проекта может быть широкий спектр объектов. К примеру, проект ГЧП может быть реализован со следующими объектами: имущество, имущественные комплексы, общественная инфраструктура, проектирование, строительство, создание, поставка, финансирование, реконструкция, модернизация, эксплуатация и обслуживание которых осуществляются в рамках реализации проекта ГЧП, а также работы (услуги) и инновации, подлежащие внедрению в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства.
В законодательстве об инвестициях и инвестиционной деятельности не перечисляется перечень объектов, но отмечается, что ими могут быть объекты социальной сферы, предпринимательской, научной и иных видов деятельности, не запрещенных законодательством. Согласно законодательству, дополнительные гарантии и меры поддержки предоставляются иностранным инвесторам при инвестировании в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные технологические изменения экономики страны и в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала Республики Узбекистан, ее интеграцию в мирохозяйственные связи.
Срок соглашения
Срок соглашения ГЧП может составлять от 3 до 49 лет, тогда как срок инвестиционного договора не определен в законодательстве, но не может носить бессрочный характер.
При определении срока соглашения необходимо обратить внимание на сроки предоставления преференций и льгот, а также на сроки предоставления земельных участков, если объекты соглашений связаны с землей.
Передача объекта соглашения в государственную собственность
Перед решением вопроса о выборе проекта краеугольным камнем является вопрос о возможности передачи права собственности на объект. Так, в законодательстве о ГЧП указывается, что «соглашение о государственно-частном партнерстве устанавливает порядок передачи прав собственности на спроектированный, созданный, профинансированный, реконструированный, эксплуатируемый и обслуживаемый в рамках проекта ГЧП объект ГЧП частному партнеру в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан.» Таким образом, частному партнеру может быть передан объект ГЧП только по решению Президента Республики Узбекистан. При этом в соглашении о государственно-частном партнерстве должен быть указан момент передачи прав собственности на объект ГЧП, в частности: момент введения объекта ГЧП в эксплуатацию; момент завершения срока действия соглашения о ГЧП; другой момент времени, установленный в соглашении о ГЧП.
В законодательстве об инвестиционной деятельности обязательств по передаче объекта инвестировании в государственную собственность не предусмотрено, в этой связи, полагаем, объект соглашения может быть передан в частную собственность при отсутствии других законодательных ограничений.
Виды финансовой поддержки государственно-частного партнерства
В рамках соглашения о ГЧП частным партнерам могут предоставляться следующие виды финансовой поддержки:
Отличительным является то, что соглашение о ГЧП может предусматривать выплаты платежей за доступность, пользование и другие платежи.
Частный партнер, в свою очередь, в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве может осуществлять платежи государственному партнеру в виде:
Соглашение о государственно-частном партнерстве может предусматривать сочетание различных видов платежей.
Государственная поддержка по инвестиционному соглашению может оказываться следующими способами:
В качестве льгот и преференций могут быть оказаны следующие виды государственной поддержки инвестиционного проекта:
Правительством Республики Узбекистан может быть предоставлена инвестиционная субсидия путем строительства со стороны Республики Узбекистан внешних инженерно-коммуникационных сетей, подводящихся к объекту инвестиционной деятельности.
Юридическое присутствие и ответственность юридического лица
Для решения вопроса о структурировании бизнеса на территории Узбекистана, важным вопросом являются требования к ответственности юридических лиц по законодательству Узбекистана, которая строится на следующих принципах:
В зависимости от интересов инвестора, оптимальными формами юридического лица могут быть хозяйственные товарищества и общества, а также организации в виде совместного предприятия или SPV. Отметим, что законодательство Узбекистана не ограничивает формы юридических лиц, разрешенные для коммерческих предприятий.
Представительства также разрешены на территории Узбекистана, в то время как филиалы на практике не регистрируются, хотя и предусмотрены законодательно.
Валютные вопросы
Актуальным вопросом от иностранных инвесторов является вопрос о валютных операциях при реализации проектов ГЧП и инвестиционных проектов. При структурировании проектов необходимо иметь в виду, что все расчеты и платежи за товары (работы, услуги) на территории Республики Узбекистан осуществляются в валюте Республики Узбекистан, за исключением ряда операций, предусмотренных в законодательстве о валютном регулировании.
Нерезиденты имеют право заключать договоры в иностранной валюте. Здесь следует обратить внимание на требования в законодательстве, касающихся порядка осуществления мониторинга за обоснованностью проведения валютных операций и мониторинга экспортно-импортных операций, а именно на то, что при регистрации валютного договора необходимо указать общую цену и сумму договора, сумму в иностранной валюте и другое. По внешнеторговым контрактам на приобретение (продажу) оборудования, установок, механизмов, комплектующих изделий и запасных частей, предусматривающим осуществление поставщиками монтажных и (или) пусконаладочных работ, оказание ими услуг по обучению персонала и других услуг, уплату роялти, в контрактах (спецификации) необходимо указать сумму выполняемых работ, оказываемых услуг и роялти.
В случае заключения контрактов на выполнение работ и оказание услуг, в которых невозможно определить сумму контракта на момент его заключения, общая сумма контракта может не указываться.
На практике указанные требования ограничивают возможность заключения соглашения без определения финальной суммы договора, то есть на основе ставок, тарифов и т.п. Одним из вариантов является внесение наивысшей пороговой суммы контракта, а при завершении реализации контракта указанную сумму можно пересмотреть. Здесь важным являются вопросы оптимального изложения условий контракта.
Земельные вопросы
Если объектом проектов является недвижимое имущество либо земельный участок, то одним из моментов, которые необходимо учитывать при структурировании проектов, являются вопросы прав на землю, в том числе иностранных компаний в Республике Узбекистан и сроков предоставления таких прав на земельные участки. Так, иностранным компаниям земельные участки в Республике Узбекистан предоставляются в постоянное или срочное (временное) пользование, а также в аренду; владение ими на праве собственности запрещено. Такой запрет не предусмотрен для компаний с иностранным участием, тем не менее мы не исключаем сложностей в этом вопросе на практике.
Отметим, что срочное пользование земельными участками может быть краткосрочным — до 3-х лет и долгосрочным — от 3-х до 10-ти лет. Земли, предназначенные для сельскохозяйственных целей, могут предоставляться в аренду на срок до 50 лет, но не менее чем на 30 лет. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора аренды земельных участков по истечении срока его действия при прочих равных условиях. Фермерским хозяйствам земельные участки предоставляются на основе открытого конкурса в аренду на срок до 50-ти лет, но не менее чем на 30 лет.
В соответствии с законодательством о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения иностранные граждане и юридические лица — нерезиденты Республики Узбекистан, а также лица без гражданства не являются субъектами приватизации земельных участков и не имеют право на приобретение приватизированных земельных участков, если иное не предусмотрено в Земельном кодексе и международных договорах Республики Узбекистан. Таким образом, в случае если земельные вопросы являются частью проекта, необходимо рассмотреть возможность регистрации компании по законодательству Республики Узбекистан.
Трудовые и иммиграционные вопросы
Вопросы привлечения иностранной рабочей силы являются также интересными для иностранного инвестора. Так, по законодательству об иностранных инвестициях и инвестиционной деятельности предусмотрено, что иностранным инвесторам, являющимися гражданами иностранных государств, в том числе учредителям (участникам) предприятий с иностранными инвестициями, внесшим инвестиции в организацию на территории Республики Узбекистан предприятий по производству товаров и оказанию услуг, вид на жительство в Республике Узбекистан выдается в упрощенном порядке.
Иностранные инвесторы, являющиеся учредителями (участниками) предприятий с иностранными инвестициями могут получить «инвестиционную визу», а члены их семей (супруг(а), родители и дети) — гостевую визу на срок действия «инвестиционной визы», с возможностью продления ее срока, не выезжая из Республики Узбекистан.
Иностранные инвесторы, получившие вид на жительство в Республике Узбекистан либо «инвестиционную визу», а также члены их семей (супруг(а), родители и дети) имеют право трудоустроится на территории Республики Узбекистан и пользоваться медицинскими и образовательными услугами на равных правах, предусмотренных для граждан Республики Узбекистан.
Заработная плата иностранных работников может переводиться ими в другие государства без каких-либо ограничений после уплаты установленных законом налога и платежа.
Стратегические объекты и специальное решение
Один из пунктов для изучения при структурировании сделки – это вопрос о том, не является ли объект стратегическим и запрещенным для приватизации. В определенных в законодательстве о разгосударствлении и приватизации случаях для возникновения права частной собственности может потребоваться наличие постановления Президента Республики Узбекистан.
Вопросы лицензирования
Если по проекту планируются строительные работы или другая деятельность, требующая получение лицензии на территории Республики Узбекистан, необходимо обратить внимание на требования по получению лицензии.
Другие важные вопросы
Налоговые и таможенные вопросы являются частью финансовой модели проекта и их правильное структурирование может также повлиять на стоимость и прибыльность проекта.
Добавим к сказанному, что ГЧП и инвестиционные соглашения могут сочетать в себе различные виды договоров, начиная от аренды, доверительного управления, а также концессионных договоров и другие.
Заключение: и что же в итоге выгоднее?
Эффективность проекта зависит от оптимально подобранной структуры проекта, максимально отвечающей интересам участников проекта. В этой связи, при структурировании проекта стоит заранее ответить на следующие вопросы:
Предварительный качественный анализ вышеизложенных вопросов может обеспечить проекту его успешную реализацию и принести хорошую выгоду всем участникам.
Дарига Токпаева,
старший менеджер департамента налогов и права, «Делойт»