Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – В Ташкенте состоялся «круглый стол» с участием представителей госструктур и международных финансовых институтов, посвященный обсуждению правовых документов, направленных на сокращение присутствия государства в экономике, а также Стратегии владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2020–2025 годы, сообщает ИА «Дунё» со ссылкой на Norma.uz.
Участники мероприятия подвели итоги анализа мнений по проектам ряда документов по разгосударствлению государственного имущества.
Впервые за долгие годы приватизационных процессов в Узбекистане установлены конкретные критерии участия государства в экономике, в основе которых определяется, какие предприятия нужно приватизировать, а какие – оставить в государственном владении.
По данным Агентства по управлению госактивами, в настоящее время количество предприятий с государственным участием (ПГУ) составляет 2 965, номинальная стоимость государственных долей равна 111,4 триллиону сум, их доля в ВВП – 55 процентам.
При этом они трудоустраивают всего лишь 6 процентов от общего числа официально занятых на рынке труда. По итогам 2019 года 9 процентов, или 262 ПГУ, понесли убыток в 4,1 триллиона сум, а у закончивших год с прибылью показатели эффективности низкие.
Например, ROE (return on equity) составило 6,4 процента, ROA (return on assets) – 1,6 процента. Налоговыми и таможенными льготами пользуются 900 госкомпаний (30 процентов).
Государственные унитарные предприятия составляют 58 процентов от всех ПГУ. У них есть прямые государственные заказы, некоторые осуществляют деятельность без лицензии. В наблюдательных советах всего лишь 3 процента независимых членов, отсутствуют комитеты и служба комплаенс, не внедрены механизмы оценки деятельности набсоветов. Все это ставит в неравные условия частный сектор, создает перекосы во всех отраслях.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев четко обозначил необходимость инвентаризации около 3 000 госпредприятий и принятия мер по кардинальному сокращению участия государства в частном секторе и сферах, где развивается конкуренция. В рамках этих задач создано 8 рабочих групп под председательством Премьер-министра и его заместителей, которые критически изучили деятельность 2 965 предприятий с госучастием и подготовили предложения.
В свою очередь, Агентство по управлению госактивами разработало и представило на общественное обсуждение 9 проектов нормативно-правовых актов, направленных на эффективное управление госактивами, кардинальное сокращение участия государства в экономике, внедрение современных методов корпоративного управления. Они предусматривают утверждение самой масштабной в истории страны программы приватизации.
Частному бизнесу предложат 1 115 госдолей, в том числе, в сфере нефтегаза – 69, энергетики – 25, химпрома – 8, финансовых организаций – 24, проектные институты – 23, СМИ – 94, рынки и торговые комплексы – 509. Планируется оставить у государства только 554 предприятия, все остальное продать либо упразднить по принципу «объясни или продавай».
– В настоящее время разработана стратегия приватизации и другие документы и в апреле они будут внесены для утверждения в Кабинет министров. Затем в июле будет разработан и утвержден график выставления активов на торги, – отметил заместитель директора Агентства по управлению госактивами Тулкин Набиев.
По каждому объекту необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств, затем оценку и экспертизу ее достоверности. Только после этого акции могут быть выставлены на продажу на Республиканской фондовой бирже «Ташкент», а доли и недвижимость по решению тендерной комиссии – на публичные тендерные торги.
Планируется внедрить современные методы корпоративного управления на предприятиях, которые остаются в распоряжении государства. В частности, вопросы увеличения срока полномочий исполнительного органа и наблюдательного совета компаний с 1 до 3 лет, перехода на МСФО, дальнейшего развития института независимых членов наблюдательного совета. До конца 2020 года будут упразднены ревизионные комиссии. Будут создаваться комитеты по аудиту, назначениям и вознаграждениям.
Ожидается, что реализация этих документов приведет к сокращению госпредприятий на 81 процент, ГУП – на 96 процентов, проведению IPO в 20 компаниях и увеличению числа независимых членов наблюдательного совета до 20 процентов.