Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- По итогам января 2020 года внешнеторговый оборот (ВТО) Узбекистана достиг $2,94 млрд. Об этом сообщает Госкомстат Узбекистана.
Из общего объема ВТО экспорт достиг $1,28 млрд. (к январю 2019 года отмечено снижение на 15,1%), а импорт – $1,66 млрд. (снижение на 1,3%).
Зафиксирован пассивный баланс внешнеторгового оборота на сумму $373,8 млн.
В результате увеличения производства продукции, заменившей импортные товары, и диверсификации промышленного производства в структуре экспорта достигнуты значительные изменения.
Узбекистан осуществляет торговые отношения более чем со 129 странами мира. Наибольший объем его внешнеторгового оборота среди них зафиксирован с Китаем (17,5%), Российской Федерацией (16,0%), Казахстаном (7,4%), Республикой Корея (6,5%), Турцией (5,7%), Афганистаном (1,7) и Германией (1,6%).
Помимо этого, отмечается укрепление взаимосвязей с соседними государствами, проведение большой работы по развитию отношений в социально-экономической, торгово-промышленной и культурной сфере с этими странами.
В частности, за последние годы наблюдались значительные изменения в ВТО с соседними государствами, например с такими, как Таджикистан и Кыргызстан. За последние три года ВТО с Кыргызстаном и Таджикстаном удвоился.
Наличие активного внешнеторгового баланса с Кыргызстаном, Таджикистаном и Афганистаном можно рассматривать как положительный результат во внешней торговле страны.
Наибольший объем ВТО с другими государствами (кроме соседних) приходится на Китай, Россию, Казахстан, Республику Корея и Турцию. Среди основных стран-партнеров активный внешнеторговый баланс обеспечен только с Турцией.
Среди 20 крупных стран-партнеров по внешнеэкономической деятельности также наблюдается активный внешнеторговый баланс с шестью странами, в частности с такими, как Афганистан ($48,3 млн.), Турция ($26,9 млн.), Таджикистан ($18,6 млн.), Кыргызстан ($14,3 млн.), ОАЭ ($4,3 млн.) и Иран ($2,3 млн.).
С остальными 14-ю странами сохраняется пассивный баланс внешнеторгового оборота.
Одна треть объема ВТО приходится на страны СНГ и, за последние годы, наблюдается тенденция к увеличению данного показателя. Это, в свою очередь, свидетельствует о расширении внешнеэкономических связей со странами СНГ.
В результате принимаемых правительством республики мер по укреплению сотрудничества со странами СНГ и всесторонней поддержки внешней торговли, темпы роста внешнеторгового оборота стран СНГ, по сравнению с 2019 годом, достигли 9,1% и их доля во внешнеторговом обороте, по итогам 2020 года, составила 33,7% (доля стран СНГ, по сравнению с 2018 годом, в общем объеме увеличилась на 1,6% пунктов)
Объем внешнеторгового оборота других государств в январе 2020 года снизился (темпы роста - 85,4%) и составил 66,3% от общего объема внешнеторгового оборота.
Как известно, развитие международных экономических отношений способствует устойчивому экономическому росту экспорта с целью достижения определенных результатов.
Реформы, реализуемые для повышения экспортного потенциала страны, государственной поддержки экспортеров и расширения номенклатуры экспортоориентированной продукции, позволили увеличить количество субъектов экспортеров (их общее количество составило 1 954 ед.) и это обеспечило доведение объема экспорта до $1,28 млрд. (снижение, по сравнению с 2019 годом, составило 15,1%).
В структуре экспорта 82,2% занимают товары, которые, в основном, приходятся на драгоценные металлы (38,1%), текстильные изделия (12,1%), энергоносители и нефтепродукты (11,9%), продовольственные товары (5,1%) (преимущественно плодоовощная продукция (3,0%)), цветные металлы и изделия из них (5,5%), а также химическая продукция (3,5%).
Наблюдается отличие в направлении экспорта товаров и услуг между странами СНГ и другими зарубежными государствами. Так, 33,5% экспорта в страны СНГ в первую очередь занимает экспорт услуг, далее по объему идут текстиль и текстильные изделия, энергоносители и нефтепродукты (в частности природный газ), а также продовольственные товары.
За отчетный период наиболее быстрыми темпами возрос экспорт черных и цветных металлов, энергоносителей и нефтепродуктов в направлении стран СНГ, снижение наблюдалось в экспорте хлопкового волокна, машин и оборудования, а также химической продукции.
Анализ структуры экспортируемых товаров и услуг в январе 2020 года, направленных в другие страны, показал, что, по сравнению с январем 2019 года, объем экспорта хлопка-волокна, текстильной продукции, машин и оборудования, энергоносителей и нефтепродуктов увеличился.
За последние три года возрос объем экспорта в страны СНГ и их доля в общем его объеме увеличилась с 19,7% в 2018 году до 29,5% в 2020 году. Соответственно доля в общем объеме экспорта других зарубежных стран составила 70,5%.
По сравнению с январём 2018-2019 годов, основными нашими партнерами по экспорту товаров и услуг во внешнеторговом обороте в январе 2020 года явились такие страны, как Российская Федерация (13,3% от общего объема экспорта), КНР (12,7%), Турция (7,6%), Казахстан (4,3%), Афганистан (3,8%), Таджикистан (2,3%) и Кыргызстан (2,0%). Их доля в общем объеме экспорта превысила 45,0%.
В 2020 году среди семи крупных стран-партнеров по экспорту товаров и услуг Российская Федерация восстановила свое место по доле экспорта. География стран-партнеров по экспорту товаров и услуг, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, увеличилась со 110 до 117 стран.
Наибольший объем в составе экспортируемых товаров среди крупных стран-партнеров составляют энергоносители и нефтепродукты, химическая продукция и изделия из нее, а также продовольственные товары.
Объем экспорта услуг по итогам января 2020 года составил $228,5 млн., или 17,8% от общего его объема и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, на 13,5%. Благодаря 1,2-кратному росту за последние три года, доля услуг в общем объеме экспорта увеличилась на 4,5% - ных пунктов. В составе экспорта услуг львиную долю занимают транспортные услуги (50,9%) и поездки (туризм) (39,2%).
К остальным относятся телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (4,4%), услуги строительства (2,2%) и прочие (3,3%), в частности такие, как государственные товары и услуги, не отнесённые к другим категориям, финансовые услуги и др.
Объем экспорта плодоовощной продукции в натуральном выражении составил более 72,8 тыс. т и, в стоимостном выражении, превысил $38,4 млн. (темпы роста, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соответственно составили 95,1% и 82,0%). Из них было экспортировано 55,6 тыс. т овощей на сумму $21,0 млн., а также 8,7 тыс. т плодов и ягод на сумму $9,2 млн. (темпы роста в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соответственно составили 170,1% и 68,2%).
Основные рынки экспорта плодоовощной продукции приходятся на Казахстан, Россию, Пакистан и Кыргызстан.
В связи с тем, что правительство значительное внимание уделяет развитию сельского хозяйства и садоводства, качество и объем экспортируемых товаров из года в год возрастают. Так, в январе 2020 года доля плодоовощной продукции в общем объеме экспорта составила 3,0%.
Наибольший объем в стоимостном выражении экспорта плодоовощной продукции приходится на Казахстан (26,1% от всего объема плодоовощной продукции), что превышает объем экспорта в Российскую Федерацию в 2 раза.
Увеличение объема экспорта текстильной продукции непосредственно можно рассматривать как результат реформ по выпуску готовой продукции и формированию добавленной стоимости взамен производства хлопка-сырца. Например, по итогам января 2020 года осуществлен экспорт текстильной продукции на сумму $155,2 млн., что составило 12,1% от общего объема экспорта и, по сравнению с январем 2019 года, он возрос в 1,4 раза.
В структуре экспорта текстильной продукции основную долю занимают пряжа х/б (56,1%), а также готовые трикотажные и швейные изделия (22,4%). В январе 2020 года более 276 видов текстильной продукции было экспортировано в 48 стран мира.
В результате практической работы по диверсификации текстильной промышленности республики и стимулированию экспорта готовой продукции потенциал нашей страны в этой области возрастает.
Наибольшая доля экспорта текстильной продукции приходится на Российскую Федерацию ($60,0 млн. – 38,7%), Китай ($38,9 млн. – 25,1%) и Турцию ($19,8 млн.– 12,7%).
За отчетный период импорт составил $1,660,1 млрд. (снижение темпов роста, по сравнению с январем 2019 года, составило 1,3%).
Основную долю в его структуре занимают машины и оборудование, включая части и комплектующие (41,2%), химическая продукция и изделия из нее (13,0%), а также услуги (11,2%).
Анализ динамики импорта товаров и услуг также показал, что в январе 2020 года, по сравнению с январем 2019 года, объем импорта товаров уменьшился на $40,3 млн. и составил $1,47 млрд., а импорт услуг достиг $186,2 млн.
Наибольший удельный вес импорта энергоносителей и нефтепродуктов (95,8%), черных металлов и изделий из них (67,9%), а также продовольственных товаров (73,2%) приходится на страны СНГ, тогда как в других зарубежных государствах львиная доля выпадает на машины и оборудование (85,9%), химическую продукцию и изделия из нее (79,2%).
Анализ структуры импортируемых товаров и услуг в январе 2020 года также показал, что, по сравнению с январем 2019 года, доля импорта черных металлов и изделия из них увеличилась с 5,6% до 6,7%, а доля импорта машина и оборудования, включая части и комплектующие, продовольственных товаров, энергоносители и нефтепродукты, снизилась с 42,5% до 41,2%, с 10,3% до 7,8%, с 4,7% до 4,3% соответственно.
Несмотря на абсолютный рост объема импорта услуг на фоне снижения общего его объема, за последние три года отмечается снижение их доли (3,5% ных пунктов).
Основным фактором снижения объема импорта продовольственных товаров является существенное снижение спроса на сахар-сырец (в 63,6%), маргарин (65%), подсолнечное масло (23,3%) и муку (20,0%).
Снижение объема импорта энергоносителей и нефтепродуктов произошло за счет сокращения объема импорта сырой нефти и битума (снижение на 40%).
В динамике сохраняется стабильное соотношение доли импорта со странами СНГ и другими зарубежными государствами, что, в пределах, составляет соотношение 37:63.
По итогам отчетного периода первое место среди крупных стран-партнеров по импорту сохранил Китай с долей импорта в общем объеме 21,1% и Российская Федерация, которая, с долей 18,1%, разместилась на втором месте.
В целом по итогам января 2020 года в Республику Узбекистан было импортировано товаров и услуг из 102 стран.
Семь крупных стран-партнеров (Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Республика Корея, Казахстан, Турция, Германия и Италия) в общем объеме импорта имеют долю в 69,3%, что составляет $1,15 млрд.
По мере улучшения инвестиционного климата в стране и в результате реформ, реализуемых в этой сфере, естественным является рост импорта машин и оборудования, а также их частей. Так, с учетом больших объемов инвестиций со стороны Китая, Кореи, России, Германии и Турции, сохраняется высокая доля этих стран в объеме импорта указанной продукции.
Объем импорта услуг за январь 2020 года составил $186,2 млн., или 11,2% от общего его объема и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, на 10,8%. В составе импорта услуг основную долю занимают поездки (туризм-75,4%) и транспортные услуги (14,7%).
К остальным видам услуг относятся телекоммуникационные, компьютерные, информационные (4,9%) и прочие услуги (5,0%), а также финансовые и деловые услуги.
По итогам января 2020 года объем импорта строительных материалов в общем его объеме составил 5,0% и достиг $82,5 млн.
В его структуре основную долю занимают дерево и изделия из него (51,3%), стекло и изделия из него (7,0%), цемент (5,8%), а также асбест (1,8%).
В целом объем импорта стройматериалов по итогам января 2020 года, по сравнению с 2019 годом, сократился (снижение составило 15,8%).
Рост импорта строительных материалов, по сравнению с предыдущими годами, непосредственно связан с масштабными реформами в сфере благоустройства, в частности строительства жилья, работ по реконструкции и благоустройству населенных пунктов.
Партнерство по ВТО с перечисленными выше странами можно расценить как результат визитов Президента Республики Узбекистан, предпринятых им за последние три года в 15 государств, это, в частности, визиты и подписанные там двусторонние взаимовыгодные договора со странами-партнерами.