Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- По итогам января-июля 2019 года, внешнеторговый оборот Узбекистана составил $24,52 млрд. и вырос на $6,83 млрд., или на 38,6% больше, чем к соответствующему периоду прошлого года.
По данным Госкомстата, из этого числа экспорт достиг $10,88 млрд. (темпы роста – 44,5%), а импорт – $13,64 млрд. (темпы роста – 34,3%). Отмечен пассивный баланс внешнеторгового оборота на сумму $2,76 млрд.
Узбекистан осуществлял торговые отношения более чем со 167 странами мира. Наибольший объем его внешнеторгового оборота среди стран мира зафиксирован с Китаем (18,5%), Российской Федерацией (14,6%), Казахстаном (8,1%), Республикой Корея (6,5%), Турцией (5,7%), Германией (2,2%) и Кыргызстаном (2,1%).
Анализ динамики внешнеторгового оборота также показал рост и в январе-июле 2019 года он составил $24,52 млрд., который, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на $6,83 млрд.
В структурной динамике внешнеторгового оборота наблюдаются положительные сдвиги. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, доля экспорта во внешнеторговом обороте выросла на 1,8 процентных пункта.
Благодаря традиционным торговым отношениям со странами СНГ и всесторонней поддержке внешней торговли, доля взаимной торговли с государствами – участниками СНГ во внешнеторговом обороте Узбекистана по итогам января-июля 2019 года достигла 33,2% ($8,14 млрд.), темпы роста внешнеторгового оборота, по сравнению с предыдущим годом, составили 19,5%.
Также продолжают развиваться текущие торговые отношения с другими зарубежными партнерами. Так, доля других стран во внешнеторговом обороте в отчетном периоде достигла 66,8% ($16,38 млрд.), темпы роста внешнеторгового оборота, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составили 50,6%.
Среди 20 крупных стран-партнеров по внешнеэкономической деятельности наблюдается активный баланс внешней торговли с пятью странами, в частности с такими, как Кыргызстан ($347,2 млн.), Афганистан ($315,6 млн.), Таджикистан ($88,7 млн.), Франция ($27,3 млн.) и Иран ($16,2 млн.). По остальным 15 странам сохраняется пассивный баланс внешнеторгового оборота.
Проводимая правительством политика по расширению экспортного потенциала страны позволила достичь определенных результатов. Так, за отчетный период число субъектов, занимающихся экспортом товаров и услуг, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросло на 838 ед. и их общее количество составило 4 540 ед.
Объем экспорта хозяйствующих субъектов, занимающихся экспортом товаров и услуг, в отчетном периоде зафиксирован в размере $10,88 млрд. (рост, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достиг 44,5%). Удельный вес товаров по экспорту составил 82,8%, из них энергоносители и нефтепродукты – 15,5%, текстиль и текстильные изделия – 8,4%, продовольственные товары – 8,3%, цветные металлы и изделия из них – 5,1%, химическая продукция и изделия из нее – 4,9%.
Объем экспорта без учета золота увеличился на 24,2%, составив $7,42 млрд.
Анализ структуры экспортируемых товаров и услуг в январе-июле 2019 года также показал, что, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, существенных изменений не произошло, однако следует отметить, что объем экспорта всех видов товаров и услуг, помимо химической продукции и изделий из нее, в январе-июле 2019 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличился.
За последние пять лет в динамике наблюдается диверсификация структуры экспорта. Так, доля текстильных изделий возросла на 0,4 процентных пункта и составила 8,4%, машин и оборудования - 2,0%, черных металлов и изделий из них – 1,6%. По остальным позициям, кроме хлопка-волокна, отмечается снижение доли за счет существенного роста в структуре экспорта доли золота (с 12,1% до 31,8%).
Снижение доли экспорта хлопка-волокна объясняется ускорением его внутренней переработки и, на этой основе, выпуском готовой текстильной продукции с целью ее дальнейшего экспорта.
Наибольшую долю экспорта занимают природный газ (доля в общем объеме экспорта товаров 17,0%), текстильные изделия (10,1%), медь и изделия из нее (4,5%), плоды и ягоды (4,1%).
За последние три года возрос объем экспорта в страны СНГ, однако их доля в общем объеме экспорта понизилась с 44,1% в 2015 году до 32,5% в 2019 году. Соответственно за счет ускоренного роста экспорта в другие зарубежные страны их доля в общем объеме экспорта составила 67,5%.
Основными партнерами по экспорту товаров и услуг во внешнеторговом обороте за январь-июль 2019 года стали Китай (16,4% от общего объема экспорта), Россия (12,8%), Казахстан (7,6%), Турция (6,1%), Кыргызстан (3,9%), Афганистан (2,9%) и Таджикистан (1,6%).
В текущем году среди семи крупных стран-партнеров по экспорту товаров и услуг Таджикистан восстановил свое место по доле экспорта вместо Ирана. Между тем Кыргызстан также с каждым годом укрепляет свои позиции наряду с Афганистаном.
География стран-партнеров по экспорту товаров и услуг по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла со 144 до 151 страны.
В состав экспортируемых товаров среди крупных стран-партнеров по экспорту входят группа энергоносителей и нефтепродуктов, химическая продукция и изделия из нее, а также продовольственные товары.
Объем экспорта услуг за январь-июль 2019 года составил $1,87 млрд., или 17,2% от общего его объема и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 10,7%. В составе экспорта услуг львиную долю занимают транспортные услуги и поездки (туризм), а также телекоммуникационные, информационные, компьютерные и финансовые услуги.
Объем экспорта плодоовощной продукции в натуральном выражении составил более 840,7 тыс. т и, в стоимостном выражении, $779,6 млн. (темпы роста, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, соответственно составили 20,3% и 46,7%). Из них было экспортировано более 573,3 тыс. т овощей на сумму $409,8 млн., а также 267,4 тыс. т плодов и ягод на сумму $369,8 млн. (темпы роста в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, соответственно составили 96,4% и 14,5%).
В связи с тем, что наше правительство значительное внимание уделяет развитию сельского хозяйства и садоводства, качество и объем экспортируемых товаров из года в год возрастают. Так, в январе-июле 2019 года доля плодоовощной продукции в общем объеме экспорта составила 7,1%.
За январь-июль 2019 года объем экспорта текстильной продукции составил $911,7 млн. и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, на 19,6%, что достигло 8,4% от общего объема экспорта. Из структуры экспорта текстильной продукции основную долю занимают пряжа х/б (57,5%), а также готовые трикотажные и швейные изделия (23,5%). С начала года более 368 видов товаров было экспортировано в 52 страны мира.
В результате практической работы по диверсификации текстильной промышленности республики и стимулированию экспорта готовой продукции потенциал нашей страны в этой области возрастает.
Наибольшая доля экспорта текстильной продукции приходится на Российскую Федерацию ($352,4 млн.– 38,6%), Китай ($251,6 млн. – 27,6%) и Турцию ($95,4 млн. – 10,5%).
За январь-июль 2019 года объем импорта в Республике Узбекистан составил $13,64 млрд. (темпы роста – 34,3%). Основную долю в его структуре занимают машины и оборудование, включая части и комплектующие (44,8%), химическая продукция и изделия из нее (13,0%), а также продовольственные товары (7,8%).
Анализ структуры импортируемых товаров и услуг в январе-июле 2019 года также показал, что, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, доля импорта машин и оборудования, включая части и комплектующие, в общем его объеме увеличилась с 39,4% до 44,8%, а доля импорта продовольственных товаров снизилась с 9,6% до 7,8%.
Наибольший удельный вес импорта энергоносителей и нефтепродуктов (95,4% ), черных металлов и изделий из них (66,0%), продовольственных товаров (66,2%), а также цветных металлов и изделий из них (65,0%) приходится на страны СНГ, тогда как на другие зарубежные государства львиная доля выпадает на машины и оборудование (88,5%), а также на химическую продукцию и изделия из нее (78,9%).
Анализ динамики импорта товаров и услуг также показал, что в январе-июле 2019 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, объем импорта товаров увеличился на 3 $424,2 млн. и составил млрд.12,33 млрд.. Импорт услуг достиг $1,31 млрд.
В динамике сохраняется стабильное соотношение доли импорта со странами СНГ и другими зарубежными государствами, что составляет 33,8:66,2.
По итогам отчетного периода на первое место среди крупных стран-партнеров по импорту вышел Китай с долей импорта в общем объеме 20,2%, опередив Российскую Федерацию с долей 16,0%.
За счет ускоренного роста объема импорта Республикой Узбекистан Сингапур (с темпом роста в 10,4 р. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), Бразилия (9,5 р.) и Иран (2,0 р.) попали в топ двадцати стран крупных стран-партнеров по импорту.
По итогам января-июля 2019 года в Республику Узбекистан было импортировано товаров и услуг из 146 стран.
Семь крупных стран-партнеров (Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Республика Корея, Казахстан, Турция, Германия и США) в общем объеме импорта имеют долю в 68,4%, что составляет более $9,33 млрд.
Объем импорта услуг за январь-июль 2019 года составил $1,31 млрд., или 9,6% от общего объема импорта и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 4,8%. В составе импорта услуг основную долю занимают туризм (поездки), транспортные услуги, а также услуги строительства, телекоммуникационные, информационные и компьютерные услуги.
За январь-июль 2019 года объем импорта строительных материалов составил $748,6 млн. и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, на 18,1%. Доля импорта строительных материалов в их общем объеме достигла 5,5%.
В структуре импорта строительных материалов основную долю занимают дерево и изделия из него (45,5%), цемент (14,1%), стекло и изделия из него (4,6%), а также асбест (2,2%).
Объем импорта строительных материалов в январе-июле 2019 года, по сравнению с соответствующим периодом 2018 года, значительно увеличился. Рост импорта этих материалов связан, прежде всего, с масштабными строительными и реконструкционными работами, осуществляемыми в республике.
Возрастающий объем импорта машин и оборудования является отражением политики индустриализации, а также активной реформы по поддержанию прямых иностранных инвестиций в создание, модернизацию и увеличение производственных мощностей.