Независимая судебная власть – гарантия надежной защиты прав и свобод человека
23/11/2016 14:09
Независимая судебная власть – гарантия надежной защиты прав и свобод человека
23/11/2016 14:09
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Шавкат Мирзиёев, кандидат в Президенты Республики Узбекистан от УзЛиДеП, в качестве основной задачи реформ в судебно-правовой сфере рассматривает обеспечение подлинной независимости судебной власти, надежной защиты прав и свобод граждан, прочных гарантий правосудия.
По его мнению, самым важным остается вопрос обеспечения неукоснительного соблюдения конституционных норм о независимости судебной власти и принципа неотвратимости ответственности за вмешательство в деятельность по отправлению правосудия.
В данном контексте следует отметить, что в Узбекистане под руководством Первого Президента страны Ислама Каримова разработана и реализована принципиально новая Концепция глубокого реформирования и демократизации судебно-правовой системы как важнейшей составляющей формирования демократического правового государстваи справедливого гражданского общества, где высшей ценностью являются права, свободы и законные интересы личности.
Основными задачами реформ были определены:обеспечение эффективной защиты конституционных прав и свобод граждан, прав граждан на личную неприкосновенность и справедливое судопроизводство;достижение сбалансированного и устойчивого равновесия между ветвями власти, подлинной независимостисудебной власти;последовательная либерализация законодательства, системы уголовного и административного наказания и другие важные задачи.
При этом на первом этапе масштабных реформ осуществляемых в Узбекистане, (1991-2000 гг.) была определена национальная стратегия коренного реформирования сферы и созданы ее конституционно-правовые основы. В частности, были приняты Гражданский, Уголовный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, Хозяйственный процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административной ответственности, важнейшие законы о Конституционном суде, судах, прокуратуре, адвокатуре, гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов и другие.
На данном этапе были приняты действенные меры, прежде всего по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти, реализующей свои полномочия в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций.
С учетом мирового опыта впервые был учрежден Конституционный суд. В качестве составной части судебной власти были организованы хозяйственные суды. Приняты также меры, направленные на демократизацию системы правосудия, повышение статуса адвокатуры в целях обеспечения паритета обвинения и защиты в судебном процессе, превращения суда из карающего органа в подлинно независимый орган, защищающий права и интересы простых людей. Исключительное значение в решении этих задач имели принятые Указы Президента «О совершенствовании структуры хозяйственных судов Республики Узбекистан», «О мерах по обеспечению исполнения решений хозяйственных судов» и ряд подзаконных актов. В этот же период были организованы ассоциации судей и адвокатов Узбекистан – негосударственные организации, призванные способствовать обеспечению подлинной независимости судов, состязательности во время судебных процессов и т.д.
В ходе второго этапа (2000-2010 гг.) созданы правовые механизмы специализации судов, демократизации уголовного наказания, повышения качества правосудия, сокращения сроков разбирательства дела в суде, введения апелляционного порядка и изменения кассационного порядка рассмотрения уголовных и гражданских дел, совершенствования исполнения судебных решений.
На этом этапе были приняты в новой редакции законы о судах и прокуратуре, об исполнении судебных актов и актов иных органов, в связи с либерализацией уголовных наказаний внесены изменения и дополнения вУголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности.
В частности, важное значение в деле обеспечения независимости судебной власти, специализации судей, рассматривающих уголовные и гражданские дела, дальнейшего усиления гарантий защиты личных, политических, экономических, социальных прав и свобод граждан имело принятие в декабре 2000 года Закона «О судах» в новой редакции. Закон закрепил принципиально важные, фундаментальные гарантии независимости и самостоятельности судебной власти, ее эффективности. Судебная система была выведена из-под контроля и влияния органов исполнительной власти.
В частности, из полномочий Министерства юстиции исключены функции по представлению кандидатов на судейские должности, приостановлению и досрочному прекращению полномочий судей, возбуждению в отношении них дисциплинарного производства. Вопросами организационного обеспечения деятельности судов, в частности, судейскими кадрами, стал заниматься специальный демократичный, коллегиальный орган – Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан. Однако решение задач по финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности судов было оставлено за Минюстом, при котором был создан специально уполномоченный независимый орган – Департамент по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов.
Проведена специализация судов общей юрисдикции, созданы суды по гражданским и уголовным делам, что способствовало повышению эффективности их деятельности по квалифицированному рассмотрению уголовных, гражданских дел, значительному усилению гарантий прав и свобод человека, судебной защиты граждан, обеспечению ее доступности.
Реформирована кассационная инстанция, введен апелляционный порядок пересмотра дел. Граждане получили возможность при несогласии со вступившим в законную силу судебным решением суда первой инстанции непосредственно защищать свои права и законные интересы в кассационной инстанции с участием своего адвоката. Таким образом, практика келейного, закрытого рассмотрения жалоб граждан на решения судов первой инстанции была полностью упразднена.
В этот период был также принят широкий комплекс мер по усилению судебного контроля на стадии предварительного следствия, либерализации судопроизводства в этой сфере, защите конституционных прав и свобод человека, его неприкосновенности. В этих целях, в частности, с января 2008 года введен институт «Хабеас корпус», предусматривающий передачу права выдачи санкции на заключение под стражу в качестве меры пресечения от прокурора судам.
Проведена значительная работа по обеспечению законности в деятельности правоохранительных органов, судебного контроля со стороны Конституционного суда за соответствием приказов, актов нормативного характера Генерального прокурора действующему законодательству и Конституции Республики Узбекистан. Положения об этом были внесены в Закон«О прокуратуре» в новой редакции.
Кроме того, из полномочий прокуратуры исключено право приостанавливать исполнение судебных решений, а прокуроры городов и районов лишены права на продление сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей. Наряду с другими нововведениями это обеспечило независимость судов и способствовало установлению необходимого баланса правомочий суда и прокуратуры, значительному сокращению сроков следствия, повышению качества и оперативности в расследовании уголовных дел.
В ходе третьего этапа преобразований, начавшегося в 2010 году после принятия парламентом Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, на качественно новом уровне продолжена масштабная работа по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы.
В частности, дальнейшему укреплению судебной власти послужили внесенные изменения в уголовно-процессуальное законодательство, установившие демократический судебный порядок применения мер процессуального принуждения в виде отстранения обвиняемого от должности и помещения лица в медицинское учреждение. Из полномочий суда исключено право возбуждения уголовного дела, на прокурора возложены обязанности оглашения обвинительного заключения по уголовному делу при разбирательстве в суде.
Эти положения позволили, во-первых, еще более усилить судебный контроль над соблюдением прав и законных интересов граждан на этой стадии уголовного судопроизводства, законностью принимаемых органами предварительного следствия решений об ограничении прав и свобод участников процесса. Во-вторых, эти меры еще более укрепили правовые основы деятельности судей, исключив из их полномочий не свойственные суду функции, ставящие под сомнение такие основополагающие принципы правосудия, как объективность и беспристрастность, а значит, исключив из их деятельности карательные начала. В-третьих, принятие вышеперечисленных законов позволило имплементировать в уголовный процесс наиболее эффективные и общепризнанные в демократическом сообществе стандарты уголовного правосудия, такие, как «Хабеас корпус»,и расширить сферу их действия.
На нынешнем этапе реформ наш кандидат в своей Предвыборной программе предлагает конкретные системные меры, направленные на дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, повышение эффективности деятельности судебных, правоохранительных и контролирующих органов, обеспечение верховенства закона и укрепление законности в обществе.
Голосуйте за Шавката Мирзиёева, определившего в качестве главной задачи последовательное продолжение и углубление демократических реформ, начатых Первым Президентом Узбекистана Исламом Каримовым, обеспечение мира, стабильности и спокойствия, укрепление экономической мощи, создание достойных условий жизни для народа!
Владислав Цветков,
член фракции УзЛиДеП
в Законодательной палате Олий Мажлиса
29/03/2024Подробнее
$ 1 | 12570.00 | +0.024% |
1 | 13698.79 | -0.378% |
₽ 1 | 136.91 | -0.270% |