Курсы валют от 11/10/2024
$1 – 12768.30
UZS – -0,08%
€1 – 13960.86
UZS – -0,37%
₽1 – 131.15
UZS – -0,33%
Поиск
Узбекистан 10/10/2016 Защита избирательных прав граждан – гарантирована
Защита избирательных прав граждан – гарантирована
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В годы независимости в нашей стране создана отвечающая самым высоким демократическим требованиям национальная избирательная система. В полной мере обеспечивается право граждан на участие в управлении делами государства и общества.

Подготовка к выборам Президента Республики Узбекистан, которые состоятся 4 декабря этого года, осуществляется в условиях углубления процессов реформирования и демократизации общества, возросших общественно-политической активности, гражданской ответственности людей, а также их требовательности в оценке хода общественно-политических, социально-экономических реформ, деятельности политических партий, институтов гражданского общества. В данном контексте особое значение приобретает судебная защита избирательных прав граждан. О механизме их осуществления рассказывает доктор юридических наук, советник юстиции 1-класса, помощник Председателя Верховного суда Республики Узбекистан Азиз Мирзаев.

- Расскажите об избирательных правах граждан.

- С обретением независимости в Республике Узбекистан началось коренное реформирование политической системы, одним из важнейших направлений которой явилось формирование демократической избирательной системы. На сегодняшний день она включает целый комплекс законодательных актов. Известно, что критерии и стандарты проведения демократических, свободных, справедливых выборов отражены в документах ООН, ОБСЕ и других международных организаций.

Национальное избирательное законодательство состоит из Конституции Республики Узбекистан, законов о выборах, а также целого ряда других законов. Конституция Республики Узбекистан – ядро, основа системы избирательного законодательства, ее отдельная глава посвящена избирательной системе. Кроме того, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О гарантиях избирательных прав граждан», граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Данное право гражданами осуществляется посредством участия в референдумах, выборах Президента Республики Узбекистан и представительных органов власти. Граждане имеют право избирать и быть избранными. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие 18 лет. Каждый гражданин-избиратель имеет один голос. Избирателям, независимо от места их нахождения, законодательно гарантируется ряд прав. В их числе непосредственно участвовать в референдумах, выборах Президента Республики Узбекистан и представительных органов власти, на свободу волеизъявления и тайну голосования,быть включенными в список избирателей, заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей, агитации за или против решений, вынесенных на всенародное голосование, кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и кандидатов в представительные органы власти и другие.

- Каков процесс восстановления нарушенных избирательных прав граждан?

- Каждому гражданину Узбекистана гарантируется судебная защита его избирательных прав, возможность обжалования в суд незаконных действий избирательных комиссий, государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Законом не допускается прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан за исключением требований, установленных законодательными актами о выборах.

Воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или другими действиями осуществлению гражданами права избирать и быть избранными, участвовать в референдуме, вести предвыборную агитацию, а также подлог документов, заведомо неправильный подсчет голосов, допущение иных нарушений законов о референдуме, о выборах Президента, о выборах в представительные органы власти влекут ответственность в соответствии с законами Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 117 Конституции Республики Узбекистан не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

- Как известно, при проведении выборов особое внимание уделяется безукоснительному обеспечению избирательных прав граждан. Расскажите о правовых основах данного процесса.

- В первую очередь, это Конституция Республики Узбекистан, которая закрепила гарантии на судебную защиту прав каждого гражданина. Судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения избирательных прав имеет весьма существенные преимущества перед административным порядком, производимым избирательными комиссиями.

Прежде всего, он осуществляется органом, не зависимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону. Вместе с тем, он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд совершенно не заинтересован в том или ином результате их рассмотрения. Так, в статье 44 Конституции Узбекистана включена специальная норма о возможности обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, также нарушающих и избирательные права граждан.

Правовые основы порядка обжалования таких неправомерных действий установлены Законом Республики Узбекистан «О гарантиях избирательных прав граждан» от 5 мая 1994 года, в котором законодателем закреплено, что каждому гражданину Республики Узбекистан гарантируется судебная защита его избирательных прав, возможность обжалования в суд незаконных действий избирательных комиссий, государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Благодаря этой норме, закрепленные в Конституции и соответствующих законах избирательные права приобрели подлинно юридическое содержание и стали предметом судебной защиты.

- Какими законами руководствуются суды при рассмотрении обращений о нарушении избирательных прав?

- В соответствии со статьей 272 Гражданско-процессуального кодекса Узбекистана, жалоба на действия (решения) избирательной комиссии должна быть рассмотрена судом не позднее трехдневного срока с момента ее подачи, а если до дня выборов осталось менее шести дней – незамедлительно.

Жалоба рассматривается судом с вызовом заявителя и представителя соответствующей избирательной комиссии, а также прокурора, а в случае, когда жалоба касается не заявителя, а другого гражданина, то и этого лица. Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

Решение суда вручается соответствующей избирательной комиссии и заявителю немедленно после его вынесения.

Кроме того, согласно главе V1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, законодателем предусмотрена привлечение к ответственности за:

вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а равно создание препятствий их работе;

неисполнение решений Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а равно неправомерный отказ в рассмотрении их обращений, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения;

нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии;

нарушение кандидатом, доверенным лицом, представителем политической партии, должностным лицом условий и порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам, вынесенным на референдум;

опубликование или распространение иными способами заведомо ложных сведений о кандидате, политической партии с целью воздействия на результаты выборов;

умышленное уничтожение или повреждение информационных, агитационных материалов, размещенных на зданиях, сооружениях или в других местах, в ходе подготовки и проведения выборов или референдума;

нарушение порядка финансирования выборов или референдума;

нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов или референдума, а также иных исследований, связанных с выборами или референдумом.

Также, в статьях 146-147 Уголовного кодекса Узбекистана установлена ответственность за нарушение тайны голосования, подлог избирательных документов или документов референдума, внесение фиктивных записей в бюллетени или в подписные листы, заведомо неправильный подсчет голосов, совершенные при организации, проведении выборов или референдума должностными лицами, представителями политических партий или органов самоуправления граждан, членами инициативных групп или избирательных комиссий либо комиссий референдума.

Законодатель помимо этого закрепил привлечение к уголовной ответственности за воспрепятствование путем насилия, угроз, обмана или подкупа свободному осуществлению гражданами права избирать или быть избранными депутатами или Президентом Республики Узбекистан, вести предвыборную агитацию, осуществлению доверенными лицами кандидатов в депутаты или кандидатов в Президенты Республики Узбекистан их полномочий, а равно воспрепятствование свободному участию граждан в референдуме.

- Какова процедура рассмотрения обращений физических и юридических лиц, поступающих по факту нарушения их избирательных прав?

- Участковые избирательные комиссии образуются окружной избирательной комиссией. Участковая избирательная комиссия образуется с целью составления списков избирателей по участку, ознакомления избирателей со списком избирателей, принятия и рассмотрения заявлений об ошибках и неточностях в списке и разрешения вопроса о внесении в него соответствующих изменений, обеспечения подготовки помещений для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования, организации голосования на избирательном участке в день выборов, подсчета голосов, поданных на избирательном участке и рассмотрения заявлений и жалоб по вопросам подготовки выборов, организации голосования.

Безусловно, законом предусматривается ответственность за возможные нарушения, допускаемые членами УИК, которая реализуется в общем порядке судопроизводства.

Кроме того, в соответствии с Положением о порядке организации деятельности участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, утвержденного постановлением ЦИК республики от 3 февраля 2015 года (с изменениями и дополнениями), гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии. В случае обнаружения в списке избирателей ошибок и неточностей, каждый гражданин вправе обратиться в участковую избирательную комиссию и обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка избирателей, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявления по этому вопросу рассматриваются участковой избирательной комиссией, которая обязана не позднее чем в течение двадцати четырех часов, а накануне и в день выборов – немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его требования.

Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в районный (городской) суд не позднее, чем за три дня до выборов, который обязан рассмотреть жалобу в течение двадцати четырех часов. Решение районного (городского) суда является окончательным. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится незамедлительно участковой избирательной комиссией.

Данным Положением также рассмотрены вопросы ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Так, лица, нарушающие предусмотренные законом правила и порядок проведения выборов, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным Президентом Республики Узбекистан, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения Закона, несут ответственность, установленную законом.

К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие ложные сведения, порочащие честь и достоинство кандидата, допустившие оскорбительное отношение к членам избирательных комиссий.

В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет).

- Какие сроки предусмотрены при рассмотрении обращений по обсуждаемому вопросу?

- Законом Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» установлено рассмотрение обращений в конкретные сроки. Аналогичные нормы имеются в иных законодательных актах, регулирующих избирательный процесс.

Так, в частности, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», последняя вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов или референдума, к руководителям государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, предприятий, учреждений и организаций, другим должностным лицам, которые обязаны рассмотреть вопрос и дать ответ в течение трех дней.

В свою очередь, решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до выборов или референдума осталось менее шести дней – незамедлительно.

Кроме того, лица, нарушающие предусмотренные Законом Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан», правила и порядок проведения выборов, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Республики Узбекистан права избирать и быть избранным Президентом Республики Узбекистан, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения Закона, несут установленную законом ответственность.

К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие ложные сведения, порочащие честь и достоинство кандидата, допустившие оскорбительное отношение к членам избирательных комиссий.

- Что является основанием для рассмотрения жалобы о нарушении избирательных прав?

- Основанием для рассмотрения жалобы является любое поданное, в установленном законом порядке, физическим или юридическим лицом заявление (обращение) касательно факта нарушения избирательных прав, которое будет исследовано и рассмотрено уполномоченным органом либо судом.

В заключение особо хотелось отметить, что в национальное законодательство включены такие стандарты демократических выборов как право гражданина избирать и быть избранным, свобода выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, открытый и гласный характер выборов, осуществления судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественное и международное наблюдение за выборами, гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

Безусловно, процесс совершенствования избирательного законодательства носит непрерывный характер, а каждая проводимая избирательная кампания вносит свой вклад в его дальнейшее развитие.

Беседовала
Мехрибон Маметова

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал