Необходимость данной реформы обусловлена, прежде всего, тем, что именно системы бухгалтерского учёта отражают информацию, необходимую для принятия качественных и своевременных управленческих решений. Объективный процесс унификации стандартов бухгалтерской отчётности способствовал признанию МСФО ОС, основанных на IFRS (InternationalFinancialReportingStandards), единой, всеобъемлющей системой международных стандартов учёта для подготовки сопоставимой и качественной финансовой отчётности общественного сектора.
Применение МСФО ОС позволяет улучшить качество финансовой информации, помогая обеспечить больше возможностей для оценки результатов деятельности государственного сектора и повысить уровень прозрачности, улучшить управление гос активами за счёт повышения достоверности и полноты информации, а также обеспечить возможность сопоставления государственной финансовой отчётности с международными показателями.
Наряду с вышеуказанными причинами, необходимость перехода к практике МСФО ОС обусловлена практическими проблемами действующей нормативно-правовой базы. В частности оценка нормативно-правовой базы с учётом критериев применение МСФО ОС выявила следующие её недостатки:
Отсутствие чётких основ раскрытия информации
В действующем законодательстве порядок отражения операций в бухгалтерском учёте является недостаточно чётко регламентированным. Предусматривалось, что все вопросы ведения бюджетного учёта будут регламентированы в Инструкции по бухучёту в бюджетных организациях, однако практически консолидировать все аспекты финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений в одной инструкции оказалось невозможным.
1) Отсутствие порядка ведения бухгалтерского учёта отдельных финансовых, бюджетных и внебюджетных операций. В частности, операций государственных организаций, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, валютными операциями и т.д.
2) Множество положений по бухгалтерскому учёту, которые дублируют некоторые аспекты учёта и отчётности
3) Невозможность анализа статистики государственных финансов для внешних пользователей. Действующая система бухгалтерского учёта не позволяет формировать информацию, отвечающую требованиям внешних пользователей. В частности, форма отчётов об исполнении государственного бюджета отличается от формы отчётов, предоставляемых МВФ согласно требованиям РСГФ-2011
4) Отсутствие консолидации всех счетов государственных финансов. В частности, учёт государственного бюджета и всех внебюджетных фондов в настоящее время ведётся раздельно.
На сегодняшний день необходимость адаптации МСФО ОС подтверждена как национальными программами, так и международными оценками процесса развития системы управления государственными финансами Республики Узбекистан. Так, в стратегии реформы управления государственными финансами на 2007-2018 гг. в качестве ключевой задачи реформы бухгалтерского учёта определена разработка и внедрение НСБУГС, соответствующих МСФО ОС. Данная необходимость также предусмотрена в проекте Бюджетного кодекса Республики Узбекистан , подготовленного в рамках проекта ПРООН «Реформа бюджетной системы в Узбекистане».
Следование МСФО ОС является важнейшим индикатором оценки государственных финансов по системе PEFA (Public Expenditure and inancial Accountability). Учитывая данный критерий, эксперты Всемирного банка в рамках последней оценки государственных финансов в Узбекистане указали на частичное несоответствие финансовой информации требованиям международных стандартов учёта с точки зрения неполноты предоставляемой информации.
Для грамотного внедрения международных стандартов финансовой отчётности для государственного сектора совместным Проектом ПРООН и Министерства финансов «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» в 2013-2014 гг. было оказано содействие в запуске реформы бухгалтерского учёта и отчётности в государственном секторе. В рамках Проекта разработана Концепция совершенствования системы бухгалтерского учёта и отчётности на основе МСФО ОС. А именно подготовлены проекты 12 Стандартов бюджетного учёта (СБУ). Их внедрение в практику бухгалтерского учёта страны потребует проведения обучения специалистов грамотной работе с ними, включая обучение и переподготовку бухгалтеров и финансовых работников в бюджетной сфере, переориентацию учебных программ средних и высших образовательных учреждений, а также обновление и разработку учебно-методического обеспечения для различных категорий обучающихся.
Совместным проектом ПРООН и Министерства финансов «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» был проведён ряд рабочих встреч, в которых приняли участие порядка 50 специалистов министерств, бюджетных организаций, преподавателей высших учебных заведений, экспертов Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов и др. профессиональных сообществ, а также международный эксперт-региональный советник по фискальной политике МВФ. Данные встречи организовывались с целью обсуждения вопросов реформирования системы бухучёта на основе МСФО ОС.
Также проектом был организован ознакомительный семинар по внедрению МСФО ОС в национальную систему бухгалтерского учёта и отчётности в государственном секторе для слушателей Учебного центра при Министерстве финансов Республики Узбекистан.На семинаре участникам были представлены сущность и методология МСФО ОС, возможности и условия их адаптации в систему бухгалтерского учёта в Узбекистане и построенная на этой основе Концепция совершенствования системы бухгалтерского учёта и отчётности. В качестве практических вопросов обсуждались вопросы соответствия разработанных проектов Стандартов бюджетного учёта международным стандартам с учётом особенностей системы бухгалтерского учёта и отчётности в Узбекистане.