Курсы валют от 07/10/2024
$1 – 12775.02
UZS – 0,27%
€1 – 14090.85
UZS – 0,2%
₽1 – 134.60
UZS – 0,16%
Поиск
Экономика 01/08/2013 Полномочия местных органов власти в области привлечения иностранных инвестиций
Полномочия местных органов власти в области привлечения иностранных инвестиций
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Одной из важнейших предпосылок для развития и модернизации экономики является создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деловые круги к масштабным капиталовложениям в отрасли обрабатывающей промышленности, наукоемкие и высокотехнологичные производства.

Вместе с тем, за годы независимости в Узбекистане была создана солидная законодательная база в области привлечения и поддержки инвестиций, а также утверждена широкая система правовых гарантий и льгот, как для иностранных, так и местных инвесторов. Созданы или создаются свободно экономические зоны «Навои», «Ангрен» и «Джизак», которые призваны стать своеобразным стимул развития инвестиционного климата в Узбекистане.

Важнейшим источником устойчиво высоких темпов роста экономики страны явился растущий объем инвестиций в основной капитал, который составил в 2012 году 22,9% к ВВП. В 2012 году было привлечено отечественных и иностранных инвестиций в эквиваленте 11,7 млрд.долл.США, или с ростом против предыдущего года на 14%. При этом более 22% всех инвестиций, или свыше 2,5 млрд.долл.США составили иностранные инвестиции, из которых более 79% – прямые иностранные инвестиции.

Инвестиции являются одной из наиболее сложных и динамичных сфер с точки зрения правового регулирования в современной экономике. В частности, правовое обеспечение инвестиционной деятельности в регионах страны имеет большое значение для создания условия их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

В силу своей особенности, законодательство Республики Узбекистан на практике (де-факто) не предусматривает разработку и проведение инвестиционной политики регионов самими органами государственной власти на местах. Тогда как в некоторых странах, таких как США, Япония, РФ, Франция, ФРГ, другие страны ЕС и т.д. региональные власти имеют возможность в рамках существующих условий вести свою собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций. Такие условия созданы отнюдь не только благодаря федеральному устройству данных государств, но и желанию государства повысить ответственность местных властей за развитие регионов (штатов, земель) посредством делегирования некоторых своих полномочий. Ключевыми институциональными механизмами, которые реально обеспечивают ответственность местных органов власти за принятие решений, как перед своими избирателями, так и перед вышестоящими органами, являются проведение демократических выборов в органы местного самоуправления, создание законодательной базы и механизмов контроля над ее исполнением, доступность информации о формировании и исполнении бюджета.

По оценкам ООН, в работе местных органов власти Узбекистана доминируют методы централизованной системы, поэтому необходимо укрепление на местах механизмов принятия решений с целью обеспечения их прозрачности для общественности. Децентрализация, расширение полномочий и возможностей для местных органов власти и самоуправления должны сочетаться с независимым правовым контролем, укреплением роли организаций гражданского общества и созданием независимых СМИ согласно Рамочной Программе ООН по оказанию помощи в целях развития для Республики Узбекистан 2010-2015гг.

Укрепление потенциала также связано с имеющейся потребностью в децентрализации. В данное понятие включается укрепление потенциала в планировании, управлении, реализации, мониторинге региональных программ развития с целью улучшения оказания услуг и более эффективного использования ресурсов. Такое содействие децентрализации — и, в конечном счете, отчетности на местном уровне — поможет начать использовать модели развития в соответствии с потребностями уязвимых групп, необходимостью интенсификации процесса создания рабочих мест, улучшения инвестиционного климата и развития частного сектора.

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов многих развитых или развивающихся стран имеют схожие основные элементы. По некоторым странам различие имеется только в степени полномочий субъектов по разработке и проведению инвестиционной политики.

Одним из основных элементов инвестиционной политики регионов включает роль местных органов в разработке законодательства в области инвестиционного регулирования, в том числе нормативных актов местного характера. В США, Японии и Франции законодательство предоставляет право местным органам власти принимать местные нормативно-правовые акты для регулирования инвестиционных процессов, исходя из специфики местных условий и этим правом местные органы власти пользуются эффективно. Важно отметить, что эта практика свойственно не только федеративным государствам, но также и унитарным государствам. В Узбекистане законодательная власть (деятельность) должна выступать одним из инструментов инвестиционной стратегии регионов, являющейся базой улучшения инвестиционного климата региона. В этой связи, инициативная роль представительной власти в лице Сената Олий Мажлиса Узбекистана, который представляет интересы регионов, в отличие от Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана, должна повышаться для обеспечения интересов и специфики каждого региона страны, особенно во время разработки предложения по совершенствованию правовой базы инвестиционной деятельности. Также больше полномочий должно быть передано местным Кенгашам Народным депутатов, которые непосредственно работают с электоратом и знают преимущественные стороны своего региона и реальный инвестиционный потенциал местности.

Одним из ключевых правил или императивных норм в любой стране с рыночной экономикой является «неприкосновенность частной собственности». Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и находится под защитой государства согласно статье 7 Закона Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников». Практика Германии и других стран ЕС показывает, что защита прав частной собственности субъектов малого и среднего предпринимательства (гарантий сохранности частного капитала) на местном уровне имеет большее значение, чем на центральном и дополнительные гарантии со стороны местных властей является немаловажным фактором роста инвестиций в регион. Например, используется такая практика как передача дополнительных полномочий органам местной власти по предоставлению муниципального имущества безвозмездно на определенный срок, применения налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, а также применения нефинансовых стимулов. Хотя статья 42 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» определяет существование таких дополнительных гарантий, но она не раскрывает суть и форму этих дополнительных гарантий и мер защиты деятельности субъектов предпринимательства со стороны органов государственной власти на местах. Вопросы дополнительных гарантий в настоящее время централизованы и в этих целях, согласно инвестиционному законодательству Республики Узбекистан, кроме прочего, заключаются «Инвестиционные договоры» между Правительством Республики Узбекистан в лице Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан (МВЭСиТ) и иностранным инвестором (инвесторами) при инвестировании:

• в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;

• в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение производственного и экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;

• в проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.

Многие страны практикуют заключение Муниципальных-гарантированных инвестиционных договоров или Инвестиционных договоров между местными органами власти и инвесторами, например, в Российской Федерации, Великобритании, Южной Корее, Филиппинах и т.д. В Филиппинах местные органы власти заключают Инвестиционные договора по механизму государственно-частного партнерства в таких отраслях как водоснабжение, коммунальное хозяйство, социальное обеспечение, инфраструктурные проекты и т.д.

Налоговое законодательство Республики Узбекистан предоставляет органам государственной власти на местах право предоставлять льготы по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Однако, порядок предоставления этих льгот, утвержденного в прошлом году, очень сложный и практически не исполним, и не имеет стимулирующего характера. Кроме того, в соответствии с этим порядком льготы по налогам и другим обязательным платежам могут предоставляться только с условием направления высвобожденных средств на мероприятия, связанные с увеличением объемов производства, расширением ассортимента и повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг).

В этой связи, предлагается рассмотреть возможность дальнейшей либерализации инвестиционной политики регионов путем передачи прав местным органам власти (Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента) на заключение Инвестиционных договоров (в том числе предусматривающий механизм ГЧП) с иностранными инвесторами по проектам в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения, и сумма которых составляет менее 10 млн.долл.США. Местные органы власти могут использовать свои полномочия по предоставлению льгот и преференций, в том числе льгот по местным налогам, преференций по своевременному предоставлению земельных участков, оформлению кадастра на недвижимость и других разрешительных документов, а также созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов (предварительные условия проживания, содействие в проведении встреч, изучение местности, местного рынка и возможностей и т.д.).

Важным элементом инвестиционной политики регионов является информационная обеспеченность инвесторов и предоставление по запросам субъектов инвестиционной деятельности интересующей их информации, в том числе на иностранном языке. Потенциальных инвесторов, в основном, интересуют юридические, экономические, маркетинговые и иные данные, а также оказание им необходимой помощи и содействия в решении возникающих вопросов. Хотя в Узбекистане существует система предоставления информации инвесторам через Агентство «Узинфоинвест» и Торгово-промышленную палату Узбекистана, однако потенциал этих структур на местном уровне ограничен или его необходимо укреплять. На веб-сайтах (http://www.uzinfoinvest.uz и http://www.chamber.uz) этих структур имеется очень ограниченная информация о регионах и региональных инвестиционных предложениях в реальном времени. Решением может быть создание или укрепление Информационных центров (служб) при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента, которые наряду с другой необходимой информацией владели, обновляли и распространяли бы инвестиционную информацию, в том числе на веб-сайте хокимията на трех языках (узбекский, русский и английский).

В этой связи, хотелось бы еще остановиться на вопросах позиционирования каждого региона перед потенциальными инвесторами, туристами и другими гостями. Каждый уважающий себя регион в странах Европы имеет свою маркетинговую стратегию, которая включает в себя разработку для региона крепкого и привлекательного позиционирования и бренда, создание стимулов для существующих и потенциальных покупателей и пользователей товаров и услуг, а также пропаганду привлекательных и полезных качеств данного региона с целью полноценного информирования пользователей о ее отличительных преимуществах. Данный подход применяют отдельные регионы европейских стран для достижения более сильной позиции на европейском рынке. Стремление региона обеспечить уникальное положение и позитивный имидж является критически важным элементом маркетинговой стратегии региона.

Кроме вышеуказанных полномочий, во многих странах Европы, Америки и других развитых и развивающихся стран местные органы власти также оказывают содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов, выдают гарантии и выступают поручителем в коммерческих банках, финансирующих инвестиционные проекты, а также мобилизуют средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг. Немаловажным является их полномочия по содействию становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры (коммерческие банки, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества), инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.).

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал