Рост мировой экономики в 2015 году оценивается в скромные 2,4 процента, что означает пересмотр прогноза ООН, представленного шесть месяцев назад, на 0,4 процентного пункта в сторону понижения. На фоне низких цен на сырьевые товары, крупного оттока капитала и повышенной волатильности на финансовых рынках, рост в развивающихся странах и странах с переходной экономикой замедлился до самого низкого уровня с периода глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. С учетом ожидаемого замедления роста в Китае и слабых экономических показателей в других крупных развивающихся странах и странах с переходной экономикой, в частности, в Бразилии и Российской Федерации, локомотивом глобального роста вновь частично становятся развитые страны.
Согласно прогнозу, темпы роста мировой экономики, которая будет поддерживаться в целом менее консервативной налогово-бюджетной политикой и по-прежнему стимулирующей кредитно-денежной политикой во всем мире, составят 2,9 процента в 2016 году и 3,2 процента в 2017 году. Предполагаемые сроки и темпы нормализации кредитно-денежной политики в США должны привести к снижению неопределенности в экономической политике и поддержанию умеренного подъема в инвестициях и экономическом росте, в то же время предотвратив чрезмерную волатильность на финансовых рынках и обеспечив упорядоченную адаптацию цен на активы.
Ожидаемый подъем роста также связан с предположением, что цены на сырьевые товары стабилизируются и в течение периода, на который распространяется прогноз, не произойдет дальнейшей эскалации геополитических конфликтов.
«Для обеспечения надежного, всеобъемлющего и устойчивого экономического роста, который будет ключевым фактором для достижения Целей устойчивого развития к 2030 году, необходимы более интенсивные и более скоординированные усилия в области экономической политики», - отметил Ленни Монтьель, помощник Генерального секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам.
В докладе отмечается пять основных препятствий на пути мировой экономики:
1. Наличие постоянной макроэкономической неопределенности;
2. Низкие цены на сырьевые товары и сокращение торговых потоков;
3. Рост волатильности валютных курсов и потоков капитала;
4. Застой в инвестициях и росте производительности труда;
5. Продолжающийся разрыв между финансовым и реальным секторами экономики.
Вялость экономического роста негативно сказалась также на рынках труда во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Безработица растет, особенно в Южной Америке, или остается неизменно высокой, например, в Южной Африке. В то же время отсутствие гарантии занятости часто становится все более укоренившимся на фоне перехода от наемного труда к самозанятости.
На фоне устойчивого разрыва между фактическим и потенциальным объёмом производства, скромного роста заработной платы и более низких цен на сырьевые товары, глобальная инфляция находится на самом низком уровне начиная с 2009 года. Риск дефляции в развитых странах понизился, но все же сохраняется, в частности, в зоне евро и Японии.
Экономический рост в развитых странах несколько окрепнет в 2016 году, впервые с 2010 года превысив отметку в 2 процента, отмечается в докладе. Экономическая активность в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, как ожидается, вступит в фазу оживления и будет постепенно восстанавливаться, но внешние условия по-прежнему останутся сложными и рост останется значительно ниже своего потенциала.
В докладе указывается, что вызовы для разработчиков экономической политики во всем мире, скорее всего, усилятся в краткосрочной перспективе, ввиду слабости мировой экономики и необходимости поиска сложных компромиссов в области кредитно-денежной, налогово-бюджетной и валютной политики.
В докладе подчеркивается, что органы кредитно-денежного регулирования должны предпринять согласованные усилия по уменьшению неопределенности и финансовой нестабильности, обеспечив тонкий баланс между экономическим ростом и целями финансовой стабильности.
«Предполагаемые сроки и темпы нормализации кредитно-денежной политики в США помогут снизить неопределенность в плане политики и придать импульс возрождению инвестиций», - добавил Хамид Рашид, руководитель отдела глобального экономического мониторинга ООН, представляя доклад.
Учитывая масштабное наращивание частного долга во многих странах с развивающейся экономикой, лица, проводящие экономическую политику, должны усовершенствовать сочетание мер политики - включающих в том числе более активную налогово-бюджетную политику, макро-пруденциальные инструменты, целенаправленную политику на рынке труда - на фоне волатильных мировых финансовых условий.
В докладе подчеркивается, что кредитно-денежная политика выполнила большую часть работы по поддержанию роста с начала глобального кризиса, но настало время для большей роли налогово-бюджетной политики. В дополнение к налогово-бюджетной политике необходимы хорошо продуманные и целевые стратегии на рынке труда для оживления роста производительности, занятости и производства.
Глобальный экономический рост, устойчивость окружающей среды и сокращение масштабов нищеты В докладе также отмечаются некоторые недавние положительные тенденции в экологической устойчивости. Глобальные выбросы углерода, связанные с производством энергии, не увеличились в 2014 году, впервые за 20 лет, за исключением 2009 года, когда объем мировой экономики сократился. Это свидетельствует о возможности того, что связь между экономическим ростом и ростом выбросов углерода стала ослабевать.
В то же время доклад предупреждает, что всеобщее замедление темпов экономического роста во многих развивающихся странах может в ближайшее время сдержать достижение прогресса в сокращении бедности и подорвать процесс долгосрочного устойчивого развития. Для избежания такого сценария и стимулирования всеохватывающего роста, необходима более эффективная координации политики - на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Дальнейший прогресс в сокращении бедности может быть достигнут с помощью мер экономической политики, которые также решают проблему неравенства, таких как инвестиции в образование, здравоохранение и инфраструктуру, и более эффективных систем социальной защиты.