Курсы валют от 29/11/2024
$1 – 12865.05
UZS – 0,13%
€1 – 13550.76
UZS – 0,28%
₽1 – 116.73
UZS – -2,78%
Поиск
Финансы 03/11/2021 Одобрен предварительный концептуальный проект основных направлений денежно кредитной политики
Одобрен предварительный концептуальный проект основных направлений денежно кредитной политики

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- На заседании Правления Центрального банка 21 октября 2021 года был одобрен предварительный концептуальный проект «Основных направлений денежно кредитной политики на 2022 год и период 2023-2024 годов».

В основных направлениях денежно-кредитной политики отражены среднесрочные прогнозы макроэкономического развития Центрального банка, работа, которую предстоит проделать в денежно-кредитной сфере в ближайшие годы, а также меры, которые будет принимать Центральный банк в случае изменения внешних и внутренних экономических условий и подходы к реализации денежно-кредитной политики.

В проекте также отражены запланированные на ближайшие годы меры по совершенствованию инструментов денежно-кредитной политики, внутреннего валютного и денежного рынков, развитию аналитического и прогнозного потенциала.

При разработке основных направлений денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023-2024 годов, в первую очередь, учитывались цели обеспечения ценовой и финансовой стабильности в экономике и снижения инфляции до целевого уровня (таргета) 5% к концу 2023 года.

Мировая экономика в 2020 году, в условиях пандемии коронавируса и вызванного ее влиянием глобального экономического кризиса, испытала резкий спад экономической активности из-за введения строгих карантинных ограничений и сбоев в цепочках поставок, а также значительное смягчение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

В 2021 году в результате относительного улучшения ситуации с пандемией, смягчения карантинных мер и повышения уровня адаптации хозяйствующих субъектов к пандемии, наблюдалось существенное восстановление экономической активности, что способствует достижению допандемического уровня совокупного спроса.

При этом, более медленное восстановление совокупного предложения по сравнению со спросом на фоне изменения климатических условий и сбоев в цепочках поставок привело к ускорению инфляционных процессов во всем мире.

Значительный рост цен на основные продовольственные товары с последнего квартала 2020 года и энергоресурсы с начала 2021 года, также привел к формированию инфляции выше целевых показателей в большинстве стран.

Меры, принятые в стране в 2020 году и прошедшие 9 месяцев 2021 года в области фискальной, монетарной и структурных экономических реформ, стали факторами стимулирования экономической активности и совокупного спроса. В результате реальные темпы экономического роста в 2020 году составили 1,7%, за первые 9 месяцев 2021 года 6,9% и ожидаются пределах 6,5-7,2% по итогам 2021 года.

В условиях пандемии для достижения баланса между задачами поддержания экономической активности и обеспечения стабильности цен в 2020 году основная ставка Центрального банка была снижена с 16% до 14%, а денежно-кредитные условия были немного смягчены и переведены в умеренно жесткую фазу. За последние 9 месяцев 2021 года денежно-кредитные условия сохранялись без изменений.

Следует отметить, что остается высокий уровень неопределенности относительно будущих изменений внешних и внутренних экономических условий. В этой связи, учитывая масштабы и продолжительность воздействия внешних и внутренних факторов среднесрочных прогнозов макроэкономического развития, были разработаны базовый и альтернативный сценарии.

При разработке данных сценариев принимались во внимание изменения внешнеэкономических условий, прогнозы международных финансовых институтов по мировой экономике и ценам на основные экспортные товары, ожидаемые ситуации в странах - основных торговых партнерах и вероятные тенденции во внутренних экономических условиях.

Ситуация с пандемией рассматривалась в качестве важного критерия при определении условий сценариев, поскольку ход процесса вакцинации в мире становится основным фактором, определяющим быстрое восстановление экономического роста в развитых странах и относительно медленное восстановление в развивающихся странах.

Кроме того, в этом году, в качестве важных факторов при расчетах, учитывались изменения климата и предложение основных продовольственных товаров, показатели финансовой стабильности, а также планируемые реформы и их ожидаемые результаты.

В основном сценарии макроэкономического развития ожидается постепенное улучшение внешних и внутренних экономических условий, без значительных внешних рисков. Ситуация с пандемией нормализуется, долгосрочные ограничения на миграцию человеческих ресурсов и трансграничные перемещения не будут введены.

Условия данного сценария предполагают сохранение высоких темпов роста экономической активности, а также полное восстановление инвестиционного и потребительского спроса до допандемического уровня.

Согласно расчетам в рамках данного сценария, объем валового внутреннего продукта в 2022 году достигнет своего потенциального уровня и реальные темпы экономического роста составят 5,5-6,5%, а в 2023-2024 годы около 6%.

В качестве основных движущих сил экономического роста в основном сценарии рассматриваются частные внутренние и иностранные инвестиции и структурные реформы, осуществляемые в различных секторах экономики.

Задачи обеспечения макроэкономической стабильности обуславливают проведение постепенной фискальной консолидации и в этой связи прогнозируется сокращение общего фискального дефицита до 2-3% в 2023-2024 годах.

Исходя из влияния вышеприведенных факторов и степени либерализации регулируемых цен, ожидается, что уровень инфляции составит 8-9% в 2022 году и снизится до 5% в 2023-2024 годы.

Условия альтернативного сценария макроэкономического развития основаны на таких предположениях как неблагоприятное формирование внешних экономических условий в результате сохранения напряженной ситуации с пандемией и замедление экономической активности.

Согласно этому сценарию, реальный рост объемов валового внутреннего продукта может составить 3-4% в 2022 году. С переходом ситуации в нормальную фазу будет наблюдаться восстановление экономической активности и валового спроса с 2023 года, и, по оценкам, реальный рост ВВП в 2023 году составит 4,8-5,8%, а в 2024 году – 5,5-6,5%.

При этом, в целях поддержки внутренней экономической активности, в 2022 году будет продолжено фискальное стимулирование, и ожидаемый фискальный дефицит составит около      4-5% к ВВП. С 2023 года начнется фискальная консолидация для обеспечения макроэкономической стабильности и прогнозируется сокращение фискального дефицита до 3-4% в 2023 году и до 2-2,5% к ВВП в 2024 году.

Формирование макроэкономического развития по условиям альтернативного сценария потребует отложения либерализации регулируемых цен на будущие периоды. В результате в условиях данного сценария прогнозируется уровень общей инфляции 7,5-8,5% в 2022 году и около 5,6-6,6% в 2023 году.

В каждом из вышеперечисленных сценариев основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой и финансовой стабильности в экономике и достижение целевого показателя (таргета) инфляции. При этом степень жёсткости денежно-кредитных условий будет определяться в зависимости от формирования ситуации, заложенной в сценариях.

Если в основном сценарии условия денежно-кредитной политики сохраняются относительно жесткими, то в альтернативном сценарии могут быть приняты меры для незначительного смягчения денежно-кредитных условий, а также для обеспечения равновесия между стимулированием экономики в целях поддержания экономической активности и стабильностью цен.

В ближайшие годы, наряду с дальнейшим совершенствованием операционного механизма и развитием денежного рынка, в центре внимания Центрального банка будут находится меры по реализации следующего этапа реформ на внутреннем валютном рынке, усилению аналитического и прогнозного потенциала и повышению эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Задача повышения эффективности трансмиссионного механизма связана с развитием финансового рынка, в частности рынка государственных ценных бумаг, увеличением размера рынка частного капитала и развитием небанковских институтов финансового посредничества в экономике.

Особое внимание следует уделить вопросам устранения долгосрочных факторов инфляции в последующие годы. В первую очередь, это требует реализации таких мер как, развитие конкуренции на потребительском рынке, увеличение объемов производства потребительских товаров, снижение уровня концентрации импорта, развитие торговой и сервисной инфраструктуры в регионах.

Успешная реализация данных структурных реформ после достижения целевого уровня (таргета) инфляции позволит постепенно перевести денежно-кредитные условия в нейтральные.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал