Курсы валют от 26/12/2024
$1 – 12928.27
UZS – 0,14%
€1 – 13462.21
UZS – 0,35%
₽1 – 129.66
UZS – 0,44%
Поиск
Узбекистан 28/10/2024 ОБСЕ: У избирателей не было подлинного выбора на технически хорошо подготовленных парламентских выборах в Узбекистане

ОБСЕ: У избирателей не было подлинного выбора на технически хорошо подготовленных парламентских выборах в Узбекистане

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Парламентские выборы в Узбекистане, прошедшие 27 октября, состоялись на фоне продолжающихся реформ, включая поправки в Конституцию, однако политическая среда оставалась ограниченной, не предоставляя избирателям подлинного выбора, говорится в предварительном заявлении БДИПЧ ОБСЕ, опубликованном сегодня.

Несмотря на продолжающиеся реформы, основные свободы остаются несоразмерно ограниченными как на законодательном уровне, так и на практике, отмечается в заявлении.

«Эти выборы прошли в рамках новой смешанной избирательной системы, отражающей значительные конституционные поправки и пересмотренный избирательный кодекс в рамках усилий Узбекистана по реформированию», — заявил г-н Азай Гулиев, специальный координатор и руководитель краткосрочных наблюдателей ОБСЕ. «Хотя эти реформы представляют собой шаг вперед в области прав человека, остаются значительные вызовы в реализации основных свобод, особенно права на ассоциацию, мирные собрания и свободу выражения мнений».

Хотя законы, касающиеся выборов, постепенно развивались, а выборы были технически хорошо подготовлены, остаются серьезные проблемы с соблюдением международных стандартов в таких областях, как регистрация политических партий, право на выдвижение, прозрачность финансирования предвыборной кампании, гражданское наблюдение и публикация результатов по избирательным участкам.

Все пять зарегистрированных политических партий смогли свободно проводить кампанию при юридически обеспеченных равных условиях, однако их кампании были сдержанными и не представляли реального вызова политике правящей партии или друг другу. Освещение в СМИ было ограничено ограничениями на свободу выражения, что привело к минимальному доступу избирателей к разнообразным точкам зрения. Положительным моментом является то, что женщины были широко представлены среди кандидатов и в избирательной администрации.

«В условиях, когда пять зарегистрированных партий поддерживают правительственные политики, избиратели не получили подлинных альтернатив. Это подчеркивает необходимость создания более динамичной и конкурентной политической среды, чтобы по-настоящему представлять голос граждан», — заявил Саргис Ханданян, глава делегации ПА ОБСЕ. «В то же время увеличение гендерной квоты для кандидатов в парламент является положительным шагом. Мы надеемся, что это еще больше повысит участие женщин в общественной и политической жизни в соответствии с обязательствами ОБСЕ».

Изменения в законах, связанных с выборами, включают пересмотренную избирательную систему, новые правила регистрации партийных списков, измененные правила управления избирательными органами и увеличенную гендерную квоту, но относительно короткий срок для внедрения этих изменений вызвал вопросы о соответствии международной практике.

Законы страны, касающиеся СМИ, содержат широкие и недостаточно четко определенные положения, касающиеся религиозного экстремизма, нарушений общественного порядка и ложной информации, и, таким образом, не обеспечивают правовой ясности и неоправданно ограничивают право на свободу выражения. Дефамация и оскорбление по-прежнему являются уголовными преступлениями, при этом предусмотрено тюремное заключение за публичное клеветничество и оскорбление президента.

Кроме того, неоправданное внешнее вмешательство в редакционную свободу СМИ и ограниченный рекламный рынок препятствуют открытому обсуждению и независимой журналистике, что приводит к широко распространенной самоцензуре. Государственные теле- и печатные СМИ предоставили бесплатное эфирное время и места для кандидатов в соответствии с законом. Частные телеканалы организовали предвыборные дебаты, но предоставили лишь ограниченное освещение новостей и практически не проводили анализ предвыборной кампании.

Подготовка к выборам на всех уровнях была организована эффективно, а Центральная избирательная комиссия регулярно проводила прямые трансляции своих заседаний и оперативно публиковала свои решения, что способствовало прозрачности. Несмотря на предыдущие рекомендации БДИПЧ, независимость низших избирательных комиссий оставалась негативно затронутой значительной ролью махаллей — местных органов самоуправления, тесно связанных с государственными и местными органами власти в различных аспектах избирательного процесса.

День выборов прошел спокойно и организованно, однако был омрачен многочисленными нарушениями и злоупотреблениями, а также процедурными и техническими проблемами. Важные гарантии неоднократно игнорировались во время голосования, подсчета голосов и табуляции, что ставит под сомнение целостность процесса и подрывает прозрачность.

«Власти Узбекистана частично учли некоторые предыдущие рекомендации БДИПЧ через недавние законодательные изменения», — сказал Дуглас Уэйк, глава миссии по наблюдению за выборами от БДИПЧ ОБСЕ. «Тем не менее, учитывая проблемы, выявленные нашими наблюдателями при голосовании, подсчете голосов и табуляции, необходимо предпринять больше усилий для повышения прозрачности и доверия к официально объявленной явке и результатам. БДИПЧ рассчитывает на дальнейшее сотрудничество с властями Узбекистана, в том числе по рекомендациям, которые будут изложены в нашем окончательном отчете».

В общей сложности было зарегистрировано 875 кандидатов от пяти зарегистрированных политических партий.

Законодательство сохраняет обременительные требования к регистрации партий, а также широкие юридические основания для отказа в регистрации и приостановления деятельности партий. Законодательная база также не допускает участия независимых кандидатов, что ограничивает плюрализм и политическую конкуренцию.

Для этих выборов гендерная квота для женщин была увеличена с 30 до 40 процентов. В уходящей Законодательной палате женщины занимают 47 из 150 мест и составляют 45 процентов от числа кандидатов. Кроме того, председатель Сената, один из семи заместителей председателя Законодательной палаты и один из четырех заместителей премьер-министра — женщины.

Несмотря на продолжающиеся усилия по увеличению участия женщин в общественной и политической жизни, женщины по-прежнему недостаточно представлены на руководящих должностях. Лишь две из 27 министров и три из 12 членов Верховного судебного совета — женщины. Все региональные губернаторы (хокимы) — мужчины.

Регулирование финансирования кампаний недостаточно четкое и не способствует прозрачности, не обеспечивая эффективного контроля и общественного надзора. Финансирование на предвыборные цели выделяется исключительно из государственного бюджета и только зарегистрированным политическим партиям с утвержденным списком кандидатов.

Международные организации, политические партии, махалли и аккредитованные СМИ имеют право наблюдать за выборами.

ЦИК зарегистрировала 851 международного наблюдателя. Несмотря на предыдущие рекомендации БДИПЧ, законодательство не содержит положений для гражданских наблюдателей на выборах.
 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал