Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –Объём внешней торговли Китая в период с января по ноябрь 2020 г. вырос на 7,8% в годовом исчислении, составил около 4,5 трлн. долл., что оценивается экспертами как положительный сигнал для не только китайской, но и мировой экономики.
I. По информации Национальной службы статистики КНР, в указанный период объём экспорта вырос на 14,9%, в то время как импорт снизился на 0,8%. Положительное сальдо торгового баланса в ноябре составило 75,4 млрд. долл., что является самым высоким месячным показателем с 1990 г.
Отмечается, что Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) стала крупнейшим торговым партнёром Китая. За рассматриваемый период товарооборот Китая и АСЕАН вырос на 5,6%, составив 542 млрд. долл. Рост торговли был обусловлен активизацией сотрудничества в рамках протокола о модернизации зоны свободной торговли «Китай-АСЕАН».
Другими драйверами торговли стали увеличение экспорта КНР сельхозпродукции и кооперация в производстве электроники между Китаем и такими странами, как Вьетнам, Малайзия и Сингапур, в рамках глобальной цепочки поставок.
За 11 мес. т.г. вторым крупнейшим торговым партнёром Китая стал Европейский Союз (425,5 млрд. евро.), а третьим – США (412,5 млрд. долл.).
Специалисты особо указывают на то, что частные компании сыграли значительную роль в росте внешней торговли КНР. Их доля выросла на 11,3% и составила 46,4% от общего объёма торговли. Резкий рост объёма экспорта также был связан с ростом мирового спроса на средства индивидуальной защиты, медицинские препараты, бытовые приборы, текстильную продукцию.
С учётом показателей внешней торговли КНР, обозреватели издания Bloomberg прогнозируют, что рост китайской экономики в 2021 г. превысит 8%. Такой высокий темп развития обосновывается дальнейшим восстановлением экономики после пандемии COVID-19 и принятыми в 2020 г. правительством страны мерами.
II. Китайское издание South China Morning Post выделяет ряд мер, которые помогли Пекину быстро восстановить полноценное функционирование экономики:
– агрессивное сдерживание коронавируса. В успешной борьбе с COVID-19 важную роль сыграли немедицинские меры, связанные с самоизоляцией, блокировкой городов при обязательном сохранении эффективности общегосударственного управления и коллективной солидарности;
– стимулирование компаний и экспорта. Китай выделил
89 млрд. долл. для реализации таких мер, как налоговые послабления компаниям, льготные кредиты, освобождение услуг доставок от уплаты НДС, сокращение административных сборов, оказание финансовой поддержки предприятиям-экспортёрам;
– обеспечение продовольственной безопасности. Правительство создало безопасные условия работы для хозяйств, занятых в пищевой промышленности, особенно в секторе животноводства и птицеводства, для бесперебойного обеспечения населения продовольствием;
– применение технологий удалённой работы. Развитость интернета и современных технологий позволили китайским предприятиям оперативно адаптироваться к работе в условиях карантина;
– проверка готовности к возобновлению нормального рабочего цикла. Во время карантина власти Китая провели проверку готовности инфраструктуры городов, междугородних линий сообщения, чтобы оперативно обеспечить восстановление цепочек поставок внутри страны.
Оперативное восстановление работы предприятий позволило КНР извлечь выгоду из глобального спроса в условиях пандемии. Возобновление производства в условиях, когда главные конкуренты Китая в западных странах оставались в режиме карантина, помогло китайским экспортёрам завоевать рекордную долю мирового рынка.
В итоге, по данным статистической службы Евросоюза, доля КНР в общем объёме мирового экспорта достигла 16%, в то время как доли ЕС – 15%, США – 11%, Японии – 5%, Южной Кореи – 4%.
III. Большинство экспертов считает увеличение объёмов внешней торговли КНР позитивным моментом для восстановления роста мировой экономики и предотвращения глобальной рецессии.
Так, The Diplomat указывает на то, что запуск ранее закрытых заводов в Китае позволил восстановить спрос, как на ресурсы, так и на потребительские товары. Это стало толчком для возрождения экономик стран-партнёров КНР, в первую очередь России, государств Центральной Азии и Персидского Залива, которые являются главными поставщиками энергоресурсов для китайской экономики.
В данном контексте немецкая Deutsche Welle считает, что рост внешней торговли Китая и восстановление китайской экономики в целом может оказать положительное воздействие на перспективы и немецких компаний. В 2019 г. около 50% всего европейского экспорта в Китай составили товары немецких производителей. В частности, немецкий концерн Daimler продал в КНР около 700 тыс. автомобилей, что вдвое превышает его продажи в США. Другой автогигант из Германии Volkswagen ежегодно реализует на китайском рынке около 40% своей продукции.
В то же время, The Financial Times отмечает, что на данном этапе в совокупном обороте китайско-европейской торговли 90% приходится на поставку китайских товаров в Европу и только 10% на продажу европейских в Китай. Дефицит внешнеторгового баланса для ЕС превышает 185 млрд. евро. и он стабильно увеличивается.
По мнению британского издания The Economist, экономика КНР в очередной раз продемонстрировала свою устойчивость к различным рискам, адаптивность к новым условиям. Несмотря на пандемию коронавируса и «торговую войну» с США, Китай наращивает своё доминирование и концентрацию у себя подавляющей доли мирового производства. Львиная доля потребляемых в США товаров, особенно повседневного спроса, имеют китайское происхождение.
В целом, как отмечает большинство экспертов, оперативное решение проблем, связанных с эпидемией COVID-19, предоставило КНР возможность первой среди мировых экономик восстановить полноценное функционирование отраслей и обеспечить рост внешней торговли. В свете продолжающегося в США и Европе карантина Пекин в ближайшей перспективе может ещё больше нарастить экспорт и усилить свои позиции в глобальной экономике. Китай, вероятно, будет единственной крупной экономикой в мире, которая в 2020 г. продемонстрирует положительный рост ВВП, став драйвером мировой экономики.