Несмотря на то, что проблемы с задержкой транзита через территорию Узбекистана железнодорожных составов с грузами для Таджикистана имеют в основном технический, логистический характер и обусловлены многократным увеличением грузопотоков и большой загруженностью железнодорожной инфраструктуры республики, таджикская сторона обвиняет Узбекистан в нарушении ранее заключенных нормативно-правовых документов в области международного транзита грузов и пытается всячески политизировать данный вопрос и вывести его за рамки двухстороннего формата. Однако, такие заявления таджикской стороны неправомерны и ничем необоснованны, а попытки официального Душанбе апеллировать к различным международным организациям вызывают глубокое недоумение.
В действительности проблема задержки вагонов состоит в следующем:
Перевозка экспортно-импортных грузов Таджикистана транзитом по территории Республики Узбекистан осуществляется в трех направлениях с назначением на станции, расположенные на Душанбинском, Курган-Тюбинском и Согдийском участках Таджикской железной дороги.
Проблем по пропуску транзитных грузов по пограничным станциям Бекабад и Кудукли в Душанбинском и Согдийском направлениях не имеются.
Вместе с тем, существуют определенные сложности по транзиту грузов в Курган-Тюбинском направлении, которые связаны с многократным увеличением грузопотоков и большой загруженностью железнодорожной инфраструктуры на этом участке. Это вызвано выполнением узбекской стороной своих международных договоренностей по обеспечению пропуска невоенных и гуманитарных грузов в Афганистан, а также существенным увеличением грузопотока и объемов перевозки товаров в первом квартале текущего года.
В связи с отсутствием достаточных финансовых и технических средств ГАЖК «Узбекистон Темир Йуллари» не имеет возможности своевременно завершить ремонтные работы и реконструкцию железнодорожного участка Термез-Амузанг, который пролегает через неустойчивую сейсмическую зону, частыми обильными селевыми потоками. Данная ситуация напрямую влияет на пропуск грузовых вагонов в направлении Курган-Тюбинского участка железной дороги Республики Таджикистан.
Тем не менее, в Узбекистане в настоящее время проводятся интенсивные работы по обеспечению опережающего пропуска железнодорожных составов с грузами, предназначенными для экономики Республики Таджикистан.
По состоянию на середину апреля т.г. перевезено 1298,1 тысяч тонн транзитных грузов, в том числе в Таджикистан – 1081,5, из Таджикистана – 216,6 тысяч тонн грузов. В том числе через пограничную станцию Бекабад на Согдийский участок таджикской железной дороги перевезено 374,8 тысяч тонн и через пограничную станцию Кудукли на Душанбинский участок перевезено 790,5 тысяч тонн транзитных грузов.
Необходимо отметить, что сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на экономику Узбекистана (убытки из-за простоя ж/д вагонов составляют примерно 3,5 млн. долл. США в год).
В целях предотвращения нарушения сроков доставки грузов и простоя вагонов с назначением в Южные регионы Таджикистана, со стороны ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» в соответствии с п.1.18 «Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств» в Центральный Совет по железнодорожному транспорту были направлены телеграфные обращения с просьбой объявить конвенционное запрещение на погрузку всех грузов, следующих через Межгосударственный стыковой пункт Амузанг с назначением на станции Курган-Тюбинского участка Таджикской железной дороги. Однако конвенционное запрещение объявлено не было. В связи с этим отгрузка в данном направлении со стороны железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии продолжает осуществляться, что приводит к скоплению вышеуказанных вагонов на узбекской железной дороге.
Для разрешения этого вопроса, узбекская сторона неоднократно обращалась к администрации Таджикской железной дороги с предложением изменить направление следования всех грузовых вагонов, находящихся на территории ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» и за ее пределами, следующих через МГСП Амузанг на МГСП Кудукли. Свои действия узбекская сторона обосновывала статьей 3 параграфа 3 «Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении» (СМГС), по которому устанавливается, что железная дорога имеет право полностью или частично прекратить на время движение при наличии обстоятельств, которые нельзя предотвратить, а устранение их не зависит от нее (например, стихийные явления, другие форс-мажорные обстоятельства). Согласие таджикской стороны на данное предложение до сих пор не поступило, и вопрос остается открытым.
Исходя из вышеизложенного, ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» принимает все возможные меры по продвижению вагонов, и с этой целью в настоящее время подготовлены к передаче по МГСП Кудукли через Душанбинское направление 600 вагонов с народно-хозяйственными грузами назначением в южные регионы Таджикистана, сообщает ИА «Жахон».