Курсы валют от 25/09/2024
$1 – 12754.83
UZS – 0,06%
€1 – 14202.50
UZS – 0,31%
₽1 – 137.21
UZS – -0,04%
Поиск
Узбекистан 20/06/2011 О фактах и эмоциях
О фактах и эмоциях
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 14 июня 2011 года Пресс–службой Посольства Таджикистана в Российской Федерации был опубликовано сообщение «Водные ресурсы Таджикистана будут служить объединяющим фактором в Центрально-азиатском регионе», в котором содержатся откровенно тенденциозные оценки и выпады, выдвигаются необоснованные обвинения в адрес Узбекистана.

В связи с этим представляется необходимым разъяснить следующее.

1. Позиция Узбекистана в отношении строительства Рогунской ГЭС и в целом гидротехнических объектов на трансграничных реках хорошо известна. Она основана на общепризнанных нормах международного права, таких как Конвенции ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года и о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 года. Данные документы предусматривают «обеспечение использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие».

Кроме того, Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников (18 февраля 1992 года) предусматривает необходимость соблюдения справедливого и рационального водного баланса, не нарушающего интересы стран региона, с учетом международного статуса трансграничных водотоков, протекающих через территорию Средней Азии. Иными словами, Узбекистан исходит из того, что строительство новых ГЭС в верховьях рек Амударья и Сырдарья должно осуществляться с учетом ирригационного режима и экологической безопасности. В то же время, исходя из требований указанных документов ООН, строительство новых гидроэнергетических сооружений на трансграничных водотоках может осуществляться только с согласия всех государств, расположенных в бассейне таких водотоков.

Таким образом, утверждения Посольства РТ о том, что планы строительства Рогунской ГЭС являются только внутренним делом их страны не соответствуют нормам международного права.

2. Вызывает удивление заявление таджикских дипломатов о том, что энергетический кризис в Таджикистане сформировался якобы «из-за недружественной позиции Республики Узбекистан».

Перекладывание ответственности за собственные ошибки на «происки внешних врагов» - это метод, который никогда не приносил ожидаемых результатов. Как считают эксперты, никакого энергокризиса в РТ не было бы при условии проведения сбалансированной энергетической политики. Всем хорошо известно, как используется электроэнергия в Таджикистане. С другой стороны, как считают международные эксперты основной путь преодоления имеющихся проблем в электроэнергии развитие малой энергетики.

3. Заверения о том, что для решения региональных водно-энергетических проблем Таджикистан «прилагает все возможные усилия», мягко говоря, не соответствует действительности. Именно из-за позиции Душанбе в последние годы страны нашего региона не могут достигнуть договоренности по ежегодным объемам водозабора из Амударьи и Сырдарьи для каждого из государств региона в рамках Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии.

Общеизвестно, что Нурекская и Кайракумская ГЭС в Таджикистане изначально проектировались и строились для использования в ирригационном режиме. Однако их перевод с середины 90-х годов на исключительно энергетический режим эксплуатации привел к хроническому маловодью в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане весной и летом, когда потребность в воде наиболее высока. В то же время зимние попуски воды из указанных гидросооружений приводят к катастрофическим паводкам на территориях государств низовья и огромным социально-экономическим издержкам, которые покрываются из национальных бюджетов.

4. Утверждения таджикских дипломатов о том, что потери питьевой воды в регионе обусловлены площадью орошаемых земель в Республике Узбекистан в 4,2 млн. га являются преднамеренным искажением фактов.

За годы независимости в Узбекистане произошли радикальные изменения в водном хозяйстве. Осуществляется широкое внедрение Интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР), на основе самых передовых водосберегающих технологий. Наша страна является признанным лидером в этой сфере, что подтверждается Всемирным Банком, АБР и другими международными организациями.

В республике ежегодно выделяется более 100 млн.долл. на строительство и модернизацию коллекторно-дренажных систем. За последнее 10 лет на эти цели израсходовано более 1,0 млрд. долларов, в т.ч. за счет средств международных финансовых институтов. Ежегодно тысячи гектаров орошаемых земель переводятся на системы капельного орошения. В результате водозабор по всей республике по сравнению с 80-ыми годами уменьшился с 64 до 52 млрд.м3 в год.

5. Стремясь представить Узбекистан в качестве главной причины внутренних проблем Таджикистана, его дипломаты договорились до того, что гражданская война в их стране якобы произошла по вине соседнего государства. Авторы сообщения явно не утруждали себя изучением недавней истории своей родины, так они могли хотя бы обратиться к уважаемому Послу Абдулмаджиду Достиеву, который в сложный для Таджикистана период входил в состав высшего руководства страны и о событиях тех лет хорошо осведомлен.

Своими утверждениями таджикские дипломаты в Москве противоречат Президенту Э.Рахмону, который неоднократно с самых высоких трибун заявлял о неоценимом вкладе Узбекистана в мирное урегулирование внутритаджикского конфликта.

6. Авторы пресс-релиза акцентировали внимание и на пограничной теме: «Разве это нормально, что на сегодняшний день не возможно найти таких близких соседей и народов в дол границы, которых расставлены минные поля, из-за которых ежедневно погибают невинные люди, причем с обеих сторон» (цитата в авторском варианте).

В свое время Узбекистан был вынужден установить минно-взрывные заграждения только на неохраняемых участках в высокогорных приграничных районах, где не осуществляется хозяйственная деятельность. Эти заграждения были предназначены исключительно для воспрепятствования возможным попыткам несанкционированного пересечения госграницы РУ международными бандформированиями, террористами и наркодельцами, использующими для своих преступных целей подобные участки со сложным рельефом местности.

Таким образом, минные заграждения не представляют угрозы для жизни и здоровья законопослушного населения, и не сказывается на свободе перемещения граждан. Вместе с тем, события в Таджикистане в сентябре 2010г. и весной текущего года свидетельствуют о том, что ситуация в отдельных приграничных районах продолжает оставаться нестабильной.

7. В ответ на заявление таджикских дипломатов о том, что узбекской стороной допускается «необоснованное блокирование железнодорожных составов с жизненно-необходимыми грузами на территории Узбекистана, предназначенное Таджикистану» (цитата в авторской редакции), хотелось бы порекомендовать им обратиться к фактам. А они таковы.

По данным таможенных органов Узбекистана, в 2010 году объем грузопотока ж/д по территории РУ в направлении РТ составил 80 726 ж/д вагонов общим весом грузов – 4 389 999,5 тн, что на 1499 вагонов и 241 340,30 тн больше, чем в 2009 году. Также через территорию РУ из РТ в 2010 году перевезены транзитом 11 972 ж/д вагона общим весом грузов – 701 603,00 тн., что на 513 вагонов и 34 855,10 тн грузов больше, чем в 2009 году.

Узбекская сторона не скрывает, что при транзите грузов в Таджикистан имеют место временные задержки. Они обусловлены загруженностью железнодорожной инфраструктуры республики из-за многократного увеличения грузопотоков, в т.ч. и за счет транзита невоенных и гуманитарных грузов в Афганистан.

Таким образом, все изложенные в сообщении уважаемого Посольства Таджикистана тезисы фактически основаны на эмоциях и противоречат реальным фактам.

Знаковым является появление этого документа накануне открытия юбилейного саммита ШОС. На этом мероприятии лидеры стран – членов ШОС, а в их числе, и сам Президент Э.Рахмон, высоко оценивали достигнутые за последние 10 лет результаты совместного сотрудничества в рамках Организации в сфере безопасности и противостояния современным вызовам и угрозам, развития экономического и гуманитарного сотрудничества.

Получается, что таджикские дипломаты в Москве фактически дезавуируют заявления Президента своей страны в отношении состояния и перспектив развития взаимодействия между странами-членами ШОС, коими также являются Узбекистан и Таджикистан.

Наша страна всегда была и будет сторонником развития и укрепления двусторонних отношений с Таджикистаном. Наши братские народы связаны вековыми узами дружбы и добрососедства. Узбекская сторона убеждена в том, что имеющиеся разногласия следует решать в рамках двусторонних переговоров без их излишней политизации в духе взаимного уважения и стремления к углублению сотрудничества.

Пресс-служба Посольства
Республики Узбекистан
в Российской Федерации

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал