Основной целью научно – практического семинара «Человеческое развитие: особенности преподавания, инновационные измерения и практическое применение для достижения ЦРТ», проведенного с 20 по 24 июня Программой развития ООН (ПРООН) совместно с Университетом мировой экономики и дипломатии (УМЭД) являлось ознакомление с концепцией человеческого развития и ее основными аспектами преподавателей ВУЗов Узбекистана, ознакомление с новыми показателями и методиками измерения индексов ЧР и изучение особенностей достижения Целей Развития Тысячелетия на национальном уровне.
Более 60 представителей 16 высших учебных заведений и образовательных учреждений Узбекистана приняли участие в работе данного семинара, который среди прочих целей ставил перед собой задачу обмена опытом и получение рекомендаций по внедрению курса «Человеческое развитие» в учебный план высших учебных заведений.
Необходимо отметить, что Узбекистан является одним из активных сторонников продвижения и практического применения концепции в образовательных целях. Начиная с 2007-2008 учебного года, в Университете мировой экономики и дипломатии курс «Человеческое развитие» введен в учебный план по всем специальностям магистратуры. В 2010-2011 учебном году был введен курс «Инновационные модели социально-экономического развития» для студентов 4 курса факультета «Международные экономические отношения».
«Проведение научно-практического семинара является своевременной и совместной инициативой. Так, на протяжении менее чем 5 лет, в стране создана уникальная фундаментально методологическая база в области преподавания дисциплины «Человеческое развитие», которая учитывает специфику и особенности развития Узбекистана. Наступило время для того, чтобы обсудить накопленный опыт, выявить проблемные моменты и рассмотреть перспективы внедрения академических программ в высшие учебные заведения Узбекистана», отметила Координатор ПРООН по вопросам Человеческого развития в Узбекистане Елена Данилова-Кросс.
Программа семинара включала в себя тематические лекции о новых показателях и методики измерения индекса ЧР, гендерных факторах Человеческого развития и демографических тенденциях современного мира. Участники семинара также имели возможность практически ознакомиться со статистической базой данных по регионам республики с целью мониторинга ЦРТ и особенностей построения индексов Человеческого развития.
В ходе работы семинара было отмечено, что концепция Человеческого развития является актуальной моделью развития и находится в процессе формирования, так как имеет ряд дискуссионных вопросов, касающихся методики измерения процесса человеческого развития, и, то, что данная концепция требует ряд нововведений для совершенствования методики, что может быть реализовано в рамках подготовки национальных докладов в данной области.