Курсы валют от 03/10/2024
$1 – 12757.94
UZS – 0,14%
€1 – 14125.59
UZS – -0,92%
₽1 – 135.06
UZS – -1,29%
Поиск
Финансы 04/06/2018 Налоговая нагрузка: доходы равны, однако… (продолжение)
Налоговая нагрузка: доходы равны, однако… (продолжение)
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- О чем свидетельствует практика?

Проблему, связанную с горизонтальным равенством, можно также наблюдать в практике налогообложения лиц, получающих доходы от одного вида деятельности. Например, в статье 180 Налогового кодекса определено, что представители отдельных сфер освобождаются от налога по доходам, поступающим от деятельности касательно сферы. В частности, не платят налоги судьи, прокуроры, сотрудники внутренних дел, представители сфер обороны, службы безопасности, таможни и др. Возможно, такие льготы предоставлены из-за того, что данные сферы обеспечиваются за счет бюджета? Но ведь очень много бюджетных организаций! Различные министерства, комитеты, хокимияты, образовательные и медицинские учреждения… Однако все трудящиеся в них платят подоходный налог. Даже взимается налог с заработной платы работников ведомств, собирающих налоги. Депутаты Олий Мажлиса также регулярно платят подоходный налог.

Итак, на каких основаниях представители вышеперечисленных сфер освобождены от подоходного налога?

В качестве довода применения такой льготы можно привести то, что зарплата представителей данной сферы не высокая. Однако всем известно, что это далеко от истины. Между тем, не повысится ли их зарплата, если они наряду со всеми будут платить налоги? Так как не останется никаких преград для не повышения заработной платы. В качестве еще одной причины можно привести то, что работа представителей перечисленных сфер очень тяжелая, ответственная и значимая для общества. Правда, что они работают круглосуточно, и днем, и ночью. Но ведь не меньше их работают врачи, учителя или скажем строители! Следовательно, в обществе нет сфер или профессии, не имеющей значение для общества; простой пример, можно ли представить три-четыре месяца нашей жизни без парикмахера?...

Иногда лица некоторой категории могут быть обоснованно освобождены от подоходного налога. К их числу относятся сотрудники дипломатических представительств зарубежных государств или международных неправительственных организаций (их доходы облагаются налогом в их государствах), инвалиды, участники войны, одинокие женщины, не получающие пенсию за потерю кормильца. Однако у нас нельзя отнести к данной категории представителей сфер, освобожденных от уплаты налога. Таким образом, по нашему мнению, необходимо пересмотреть статью 180 Налогового кодекса. Ибо, уплата всеми членами общества налогов создает основу для объективного и активного участия в больших и малых налоговых реформах. Достижение равенства в этом направлении станет еще одним важным шагом по пути повышения налогового законодательства до мирового уровня налоговой практики.

Законный, но не приемлемый

Горизонтальное неравенство в налогообложении доходов физических лиц может отнести к другой проблеме. Оно проявляется в законном уклонении налогоплательщиков от налога, в частности, стремлении физических лиц уменьшить размер подоходного налога в законном, но не приемлемом порядке.

Постараемся прокомментировать проблему с помощью жизненного примера. Представим, что у человека есть частное предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью. В большинстве случаев такие лица осуществляют деятельность и в качестве учредителя, и в качестве руководителя предприятия. В нем есть два метода направления определенной части доходов предприятия на себя: 1. Получение зарплаты с дохода предприятия в качестве руководителя. 2. Получение своей доли от прибыли в виде дивиденда в качестве учредителя или акционера предприятия.

Если учесть, что сегодня самая высокая налоговая ставка относительно зарплаты составляет 22,5 процента, а налоговая нагрузка к дивиденду всего лишь 10 процентов, естественно, у упомянутого лица появится желание получать свою долю от доходов предприятия не в виде зарплаты, а дивидендов. Ввиду того, что лицо является владельцем и руководителем предприятия, это осуществить не сложно. Он стремится определять себе в качестве руководителя предприятия меньшую зарплату, и получать доход от предприятия в основном в виде дивиденда. Таким образом, доход, выплаченный в виде зарплаты, который должен облагаться налогом в размере 22,5 процента, искусственно превращается в дивиденд, с чего выплачивается налог лишь на 10 процентов. Становится очевидным, что различие между налоговыми ставками приводит к такой несбалансированности.

Непропорциональность между налогом и доходом

Как отмечалось, согласно действующему законодательству в отношении частного предпринимателя налог осуществляется в форме ежемесячного налогового платежа в размере от 1 до 7-кратной минимальной заработной платы в зависимости от вида предпринимательской деятельности. Если такой порядок создает сложности для только начавших предпринимательскую деятельность, то весьма выгодно для тех, кто эффективно наладил деятельность.

Скажем, два человека заняты частным предпринимательством. Они заняты розничной торговлей, то есть видом предпринимательства, требующего уплаты налога в размере до 7-кратной минимальной заработной платы. Один из них — гражданин А энергичная личность, но из-за того, что он новичок в сфере, средний доход в месяц, получаемый от предпринимательства, составляет 2 миллиона сумов. Второй человек — гражданин Б, хотя он давно начал работу, в результате широкого круга клиентов его среднемесячный доход составляет 50 миллионов сумов. Несмотря на это, из-за того, что размер налога заранее определен в зависимости от вида деятельности, независимо от размера доходов гражданина А и гражданина Б, они платят одинаковый налог и налоговая нагрузка составляет более половины дохода гражданина А, а доходы гражданина Б равны лишь одной пятидесятой части. Таким образом, в случае строгого определения размера налога, после увеличения размера дохода, может превратиться в незначительную часть прибыли, поступающей от предпринимательской деятельности. Доходы увеличиваются, а объем налогов не меняется. С теоретической точки зрения, доходы предпринимателя безграничны, это может быть и сто сумов, и миллиард сумов. Подумайте над тем, что лицо, получившее в определенный период 2-3 миллиона сумов дохода, и человек с прибылью в 100-200 миллионов сумов платят одинаковый налог. Несмотря на повышение дохода не меняется размер налога, от чего несет ущерб государственный бюджет. Такая непропорциональность относительно налога к доходу ярко наблюдается в частном секторе, особенно, в сферах промышленности, спорта, медицины, права, архитектуры и строительства.

Мнения и предложения

Следовательно, две проблемы — уплата налога в разном размере физическими лицами с одинаковыми доходами, а также взимание налога в одинаковом размере с граждан, имеющих различные объемы доходов, становятся причиной нарушения принципов горизонтального и вертикального равенства. В качестве решения данной проблемы предлагаем следующее.

Необходимо внедрить практику налогообложения всех видов доходов физических лиц, то есть зарплаты, прибыли от предпринимательской деятельности и имущественных доходов (арендная плата, процент долга, дивиденд) на основе одинаковых ставок. При этом целесообразно принять во внимание своеобразные особенности некоторых видов доходов физических лиц. В частности:

Частное предпринимательство. В отношении доходов, поступающих от частной предпринимательской деятельности, налог должен быть направлен только к чистой прибыли. При этом необходимо дать предпринимателю возможность для вычета из прибыли расходов, связанных непосредственно с получением дохода.

Прибыль, получаемая от аренды. Целесообразно, чтобы и налог к доходу, получаемому от управления имуществом, применялся только для чистой прибыли. При этом налогоплательщику необходимо разрешить вычесть из дохода расходы, касающиеся использования имущества, которые он может доказать. Необходимо также обратить внимание на то, что налоговым структурам сложно проверять правдивость арендных расходов каждого налогоплательщика. Поэтому до подтверждения гражданином достоверности арендных расходов налоговому ведомству подобно применяемой практике в Швеции следует считать данные расходы как 30 процентов арендного дохода. Другими словами, если считать все арендные поступления в течение года в размере 10 миллионов сумов, то чистой прибылью будет признано 7 миллионов сумов и данная сумма облагается налогом в установленных к физическим лицам общих ставках. Если гражданин сможет доказать наличие большего объема арендных расходов, на основании этого будет уменьшена облагаемая налогом прибыль.

Дивидендные поступления. Дивидендный доход – это доля, получаемая лицом от прибыли предприятия, облагается налогом путем взимания налога с дохода предприятия. Повторное налогообложение дивиденда, находящегося в распоряжении физического лица, приводит к проблеме двойного налогообложения к одному доходу. Данный вопрос можно решить путем налогообложения части дивидендного дохода физического лица. К примеру, можно облагать налогом лишь 75 процентов дивидендного дохода физического лица. В этом направлении также следует подумать о применении опыта Турции. Заслуживает внимания и то, что в концепции реформирования налогового законодательства также выдвинуто предложение об отмене налога на доход юридических лиц, в случае ее принятия отпадет необходимость налогообложения дивиденда в таком порядке. С дивидендов также подобно другим доходам физических лиц взимается единый налог.

Освобождение определенной части годовых доходов физических лиц (налоговых резидентов) от подоходного налога. Независимо от профессии, социального происхождения, экономического положения и видов дохода, определенная часть годовых доходов всех физических лиц официально освобождается от налога. Часть освобождаемых от налога годовых доходов физического лица во многих зарубежных государствах называется “льготный размер дохода”. Данный размер может определяться, исходя из суммы ежемесячных средств, необходимых для проживания лица. Например, если взять за данную сумму 1 миллион сумов в месяц, то освобождается от налога 12 миллионов сумов годового дохода налогоплательщика и лишь от оставшейся суммы дохода взимается налог. Если подоходный налог был удержан с зарплаты лица в течение года, то налог, выплаченный с льготного размера зарплаты, возвращается гражданину к концу года (о механизме работы данной системы, ее преимуществах мы планируем подробно рассказать в нашей следующей статье). Внедрение в практику данного метода может иметь особое положительное значение в совершенствовании налоговой системы страны. Так как:

Во-первых, эта система послужит тому, что осуществляющие нелегальную экономическую деятельность физические лица, с малыми доходами и не платящие налоги, будут выходить из «тени», их деятельность начнет обретать легальный характер, и они постепенно будут вносить вклад в казну страны.

Во-вторых, эта система даст возможность для того, чтобы самая необходимая для жизни часть доходов малообеспеченных слоев населения осталась у них самих, поскольку послужит социальной защите данной категории, освобождению их от нищеты.

В-третьих, применение практики льготного размера доходов создаст основу для утверждения принципов социальной справедливости, горизонтального и вертикального равенства в налоговом законодательстве страны. Хотя ею будут пользоваться все граждане, данная система будет весьма выгодна в периоды, когда будет уменьшаться размер доходов лица.

В-четвертых, посредством внедрения данного механизма можно поэтапно ввести систему годовой налоговой декларации в практику налогообложения физических лиц. При этом должно быть определено, что системой льготного размера дохода может пользоваться лишь лицо, задекларировавшее годовые доходы. В главе 34 действующего Налогового кодекса закреплены правила о системе декларации. Однако они не удобны и не выгодны для налогоплательщиков. Система налоговой декларации должна быть понятной, простой и удобной для граждан, при это необходимо широко использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий.

В-пятых, внедрение системы льготного размера дохода послужит сближению налоговой сферы страны к мировой налоговой практике.

Заключение

Налоговое законодательство по возможности должно быть нейтральным и равным в отношении ко всем видам доходов физических лиц. Тогда, во-первых, будет достигнуто необоснованное отсутствие стимулирования определенных видов экономической деятельности налоговых процедур или напротив, недопущение наказания. Доходы граждан начинают определять не налоговый фактор, а его способности и талант, спрос и предложение на рынке и др. Во-вторых, у налогоплательщиков повысится чувство законопослушания, уважения соответствующих законодательных актов. В-третьих, увеличатся налоговые поступления в бюджет от физических лиц.

(Конец. Начало опубликовано в 21 (759) номере общественно-политической газеты “XXI asr” от 24 мая 2018 года)

Об авторе: Вохид Уринов окончил Ташкентский государственный юридический университет и Франкфуртский университет. Удостоен степени доктора налогового права университета McGill (doctor of law/PhD) и с 2015 года является профессором юридического факультета Университета Brunswick (Канада). Преподает студентам по таким дисциплинам, как налогообложение физических лиц (personal taxation), налогообложение корпораций (сorporate taxation), международные налоги (international taxation), корпоративное право (corporate law), право корпоративного финансирования (corporate finance). Уринов в 2013 году награжден премией «Подготовка профессоров будущего» юридического факультета Университета McGill. В 2017 году был удостоен премии «Лучший преподаватель года», учрежденной юридическим факультетом Университета Brunswick.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал