«Наша оценка BICRA отражает сильные и слабые стороны банковской системы данной страны в сравнении с банковскими системами других государств. В соответствии с градацией BICRA мы делим банковские системы на 10 групп, причем самые сильные входят в группу 1, самые слабые — в группу 10. Кроме Узбекистана, группа 9 включает Казахстан, Грузию, Беларусь, Нигерию, Коста-Рику, Гватемалу, Ливан и Вьетнам. По уровню BICRA Узбекистан опережает Украину, Боливию, Камбоджу, Доминиканскую Республику, Венесуэлу и Эквадор (группа 10), но отстает, например, от России, Египта, Индонезии, Сербии, Туниса, Иордании и Аргентины (группа 8)», отмечает Standard & Poor’s.
Основаниями для отнесения Узбекистана к группе 9 послужили высокий, по мнению Standard & Poor’s, уровень рисков банковской системы, для которой характерны доминирование государственных банков, короткая история деятельности, низкая степень распространения услуг кредитования, слабая диверсификация клиентской базы, высокая концентрация бизнеса на отдельных контрагентах, недостаточное развитие риск-менеджмента, а также зависимость экономики от экспорта сырьевых товаров.
Standard & Poor’s полагает, что эти недостатки в определенной степени компенсируются относительной устойчивостью узбекской финансовой системы к влиянию глобального кризиса, которая обусловлена прежде всего «закрытостью» экономики, отсутствием традиционных финансовых рынков и низким уровнем проникновения иностранного капитала. Из других позитивных факторов следует отметить хорошую капитализацию банковской системы и готовность правительства страны оказывать ей поддержку.
Standard & Poor’s считает, что регулирующие органы Узбекистана строго контролируют деятельность банков. «Тем не менее мы отмечаем, что после нескольких лет стремительного роста банковская система подвержена риску ухудшения качества кредитов», подчеркивает компания.
Отличительной чертой банковской системы Узбекистана является высокий уровень государственного доминирования и участия в системе. Данное обстоятельство, с точки зрения Standard & Poor’s, ограничивает развитие конкуренции и нарушает процесс рыночного ценообразования. В отрасли доминируют восемь банков, контролируемых государством, на долю которых приходится более 80% активов и капитала банковской системы. Крупнейший из них, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (В/Стабильный/В), контролирует примерно 30% национального рынка кредитов и депозитов. Этим объясняются небольшой размер рыночной доли и раздробленность частных банков, которых в Узбекистане насчитывается 21.
Правительство на регулярной основе предоставляет капитал и финансирование, а также обеспечивает бизнес-потоки доминирующим на рынке государственным банкам (участие в инвестиционных проектах, возможность получения госгарантий и т.п.).
Поскольку рост узбекской экономики в 2009 г. составил порядка 7-8%, кредитование продолжало быстро развиваться: за 1-е полугодие рост кредитов превысил 30%. Тем не менее уровень проникновения банковских услуг в Узбекистане является одним из самых низких в СНГ: объем кредитования составляет 17% ВВП (данные на конец 2008 г.). Уровень проблемных ссуд стабильно низок, составляя 3% от общего объема выданных кредитов в 2008-2009 гг.
«Однако мы считаем, что в более долгосрочной перспективе узбекским банкам не удастся удержать столь неплохие показатели качества активов. Возвратность кредитов еще недостаточно проверена временем; не исключено также, что за быстрым ростом кредитования, а также политикой быстрого списания «плохих» кредитов скрываются проблемы качества активов», отмечает Standard & Poor’s.
Уровень капитализации банковской системы оценивается как адекватный: по состоянию на 30 июня 2009 г. показатель достаточности капитала составлял 23% (по национальным стандартам), обеспечивая банкам устойчивость к негативным тенденциям на рынке и поддерживая их дальнейшее развитие.
«Наш основной аналитический показатель, который отражает условные обязательства банковской системы с точки зрения суверенного риска, — это оценка уровня гипотетических валовых проблемных активов (ВПА), которые могут возникнуть в финансовой системе данной страны в случае реализации обоснованного худшего сценария экономической рецессии. Она выражается в процентах от суммы внутренних кредитов частному сектору и государственным нефинансовым организациям. Величина ВПА для финансовой системы Узбекистана составляет 35-50% (такой же как, например, у Азербайджана, Беларуси, России, Казахстана, Аргентины, Боливии и Индонезии)», подчеркивает Standard & Poor’s.
С точки зрения вероятности предоставления государственной поддержки банковскому сектору Standard & Poor’s относит Правительство Узбекистана к категории «интервенционистских», а не «необязательно готовых оказать поддержку» или «оказывающих поддержку». Standard & Poor’s считает, что системообразующие банки страны — в случае если они окажутся перед угрозой банкротства — могут с высокой степенью вероятности рассчитывать на прямую государственную поддержку. Standard & Poor’s делает такой вывод, учитывая: