Курсы валют от 29/11/2024
$1 – 12865.05
UZS – 0,13%
€1 – 13550.76
UZS – 0,28%
₽1 – 116.73
UZS – -2,78%
Поиск
Экономика 27/06/2024 МВФ: Узбекистан продолжает неуклонное движение по пути преобразования своей экономики
МВФ: Узбекистан продолжает неуклонное движение по пути преобразования своей экономики

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) завершил консультации с Республикой Узбекистан по Статье IV, одобрив оценку персонала, которая подчеркивает значительные достижения и вызовы перед экономикой страны.

В заявлении МВФ отмечается, что экономика Узбекистана продолжает активно расти. Несмотря на возвращение объемов денежных переводов к уровням до 2022 года, экспансивная налогово-бюджетная политика, активное частное потребление и увеличение инвестиций в основные фонды способствовали росту реального ВВП до 6 процентов в 2023 году. В первом квартале 2024 года рост оставался устойчивым и составил 6,2 процента в годовом выражении.

В документе отмечается, что при относительно высокой реальной основной ставке и снижении мировых цен на продовольствие и энергоносители инфляция потребительских цен снизилась с 12,3 процента год к году в конце 2022 года до 8,1 процента в апреле 2024 года. МВФ подчеркивает, что в 2023 году дефицит текущего счета Узбекистана увеличился до 8,6 процента ВВП по сравнению с 3,5 процента ВВП в 2022 году. Увеличение импорта машин и оборудования, сокращение денежных переводов, рост процентных платежей по внешнему долгу и репатриация доходов иностранных предприятий сбалансировали активный рост экспорта золота.

Международные резервы сократились на 1,2 миллиарда долларов США в 2023 году, но к концу апреля 2024 года оставались на высоком уровне, соответствующем почти девятимесячному объему импорта. МВФ отмечает, что перспективы для Узбекистана в целом благоприятные. Активные реформы цен на энергоносители и приватизации государственных предприятий, осуществляемые официальными органами, способствовали улучшению экономических перспектив. Поддерживаемый высоким внутренним спросом рост реального ВВП ожидается оставаться активным на уровне 5,4 процента в 2024 году и немного повыситься до 5,5 процента в 2025 году.

Дальнейшие усилия по сокращению бюджетного дефицита, замедление темпов роста банковского кредитования и ограничение роста импорта позволят уменьшить дефицит текущего счета в текущем и следующем годах. К концу 2024 года ожидается временный рост инфляции в связи с повышением регулируемых цен на энергоносители, однако жесткая макроэкономическая, макропруденциальная и структурная политика должны способствовать снижению инфляционных давлений до целевого уровня, установленного Центральным банком Узбекистана, в среднесрочной перспективе.

Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) завершил консультации с Республикой Узбекистан по Статье IV, одобрив оценку персонала, которая подчеркивает значительные достижения и вызовы перед экономикой страны. В условиях глобальной неопределенности внешние риски включают геоэкономические вторичные эффекты, нестабильность цен на сырьевые товары и резкое замедление темпов роста мировой экономики. 

Внутренние риски включают более медленную, чем планировалось, бюджетную консолидацию, ослабление балансов банков или материализацию условных обязательств государственных банков, государственных предприятий (ГП) и государственно-частных партнерств (ГЧП).

МВФ отмечает, что Узбекистан продолжает неуклонное движение по пути преобразования своей экономики. В последние годы в экономике наблюдаются быстрый рост и снижение уровня бедности, несмотря на сдерживающие факторы и неопределенность, связанные с пандемией и войной России в Украине. Фонд отмечает, что в этом году ожидается сохранение высоких темпов роста, несмотря на замедление экономического роста в торговых партнерах и отмену бюджетных стимулов, принятых в 2023 году. В среднесрочной перспективе росту будут способствовать завершение бюджетной консолидации, дальнейшая реализация структурных реформ и продолжение притока капитала.

Положительным моментом является то, что ускорение структурных реформ, увеличение притока доходов и капитала или повышение экспортных цен могут улучшить перспективы. Эти достижения свидетельствуют о усилиях официальных органов по ускорению экономического развития Узбекистана через рыночные реформы. При этом продолжаются проблемы, связанные с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику и экспансионистской налогово-бюджетной политикой, проводившейся в прошлом году, однако официальные органы полны решимости продолжать реформы для решения этих проблем и поддержания устойчивого и инклюзивного роста.

Запланированная корректировка налогово-бюджетной политики целесообразна для поддержания устойчивости государственных финансов и внешней корректировки, а также для поддержки денежно-кредитной политики в борьбе с инфляцией. Масштабы и темпы консолидации значительны, но достижимы, и основные меры по консолидации относительно благоприятны для экономического роста, так как способствуют повышению эффективности при защите уязвимых групп населения.

Есть возможности для расширения налоговой базы, модернизации налоговой системы и повышения эффективности государственных расходов через рационализацию фонда заработной платы, поэтапное сокращение поддержки государственных предприятий и улучшение целевости социальных программ при одновременном сокращении административных расходов. Продолжение пенсионной реформы имеет важное значение для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета и эффективной социальной защиты работников. 

Следует также продолжать усилия по улучшению бюджетных институтов путем укрепления основных бюджетных процессов, унификации государственных инвестиционных процессов, совершенствования процедур идентификации бюджетных рисков и их управления, обеспечения полного перехода к стандартам статистики государственных финансов для бюджетного мониторинга и отчетности, а также развития внутреннего долгового рынка в рамках координации с денежно-кредитной политикой.

Денежно-кредитная политика способствовала снижению инфляции и должна и далее быть направлена на достижение целевого уровня, установленного Центральным банком Узбекистана. Поддержание высокой реальной основной ставки, совместно с жесткой налогово-бюджетной и макропруденциальной политикой, а также поддержкой структурных реформ, позволит постепенно снизить инфляцию до целевого уровня к концу 2027 года. Центральный банк должен быть готов повысить основную ставку в случае, если реформа цен на энергоносители вызовет увеличение ценового давления и инфляционных ожиданий.

Сокращение участия государства в финансовом секторе при одновременном усилении финансового надзора способствует устойчивому углублению финансового рынка и обеспечению финансовой стабильности. Это включает модернизацию управления государственными банками, предоставление им возможностей для работы на коммерческих основаниях, а также ускорение приватизации и расширение на всех системно значимых финансовых организаций. 

Несмотря на приветствие расширения финансового посредничества и принятие недавно введенных макропруденциальных мер, важно тщательно отслеживать влияние предстоящих мер, начиная с июля, для обеспечения устойчивого углубления финансового рынка. 

Усиление пруденциального надзора, соответствующее международным стандартам, проведение комплексной оценки активов и стресс-тестирование также играют ключевую роль в поддержании финансовой стабильности. Введение микробанков, привлекающих депозиты, должно сопровождаться эффективным управлением и надзором, а также соблюдением требований к капиталу.

Основываясь на достигнутом прогрессе, последовательные шаги по реформированию усилят их эффективность, сделав экономический рост более устойчивым, инклюзивным и экологически устойчивым. Тщательное планирование последовательности реформ ускорит их реализацию, а сокращение неструктурированного государственного вмешательства повысит эффективность распределения ресурсов, отмечает фонд. 

Правительство должно продолжать усилия по ускорению реструктуризации и приватизации государственных предприятий, отмене привилегий для государственных предприятий и разделению крупных компаний для улучшения конкурентоспособности и делового климата. Официальные органы также целесообразно наращивают усилия по вступлению в ВТО и принятию мер по повышению внешней конкурентоспособности и диверсификации экспорта, открытию рынков и сокращению монополий, что будет способствовать экономическому росту и снижению инфляции. Инициативы по увеличению участия женщин в трудовой деятельности, постепенному отказу от энергетических субсидий и стимулированию экономического роста способствуют декарбонизации и адаптации к климатическим изменениям.

Необходимо продолжать борьбу с коррупцией, опираясь на значительные улучшения в области государственного управления и соблюдения закона. Персонал МВФ рекомендует введение законодательных актов о декларировании активов, конфликте интересов и защите репортеров, выявляющих факты коррупции. Правительству следует принять дополнительные меры по повышению независимости прокуроров, судей и Счетной палаты. Наконец, важно продолжать инициативы по обеспечению доступа к государственной информации, что укрепит ответственность и доверие к государственному управлению.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал