Курсы валют от 06/11/2024
$1 – 12774.98
UZS – -0,12%
€1 – 13914.51
UZS – -0,15%
₽1 – 130.14
UZS – 0,08%
Поиск
Финансы 15/05/2019 МВФ: Показатели надёжности банков являются сильными
МВФ: Показатели надёжности банков являются сильными

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 6 мая 2019 года Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) завершил консультации по статье IV с Республикой Узбекистан.

В 2018 году рост ВВП умеренно ускорился до 5 процентов, поскольку неблагоприятные погодные условия повлияли на сельское хозяйство и трудности, связанные с энергетикой и водой, замедлили экономический рост, несмотря на значительный рост инвестиций. Потребительская инфляция снизилась до 14½ процента к концу 2018 года, но быстрый рост кредитования, либерализация цен, корректировка государственной заработной платы и высокие инфляционные ожидания будут поддерживать ценовое давление в 2019 году.

Переход к более либеральному обменному курсу и торговым режимам в 2017 году наряду с экспансионистской кредитной политикой в 2018 году привели к дополнительному импорту и сокращению сальдо счета текущих операций Узбекистана с небольшого профицита в 2017 году до 7 процентов дефицита ВВП в 2018 году. Тем не менее, Узбекистан имеет значительные международные резервы, достаточные для покрытия импорта на 13 месяцев и умеренный уровень внешнего долга – 35 процентов ВВП на конец 2018 года.

Фискальная позиция оставалась осмотрительной в 2018 году с бюджетным дефицитом, который также включает кредитование экономических программ, на уровне около 2 процентов от ВВП, а государственный долг оставался на уровне 20 процентов от ВВП. Доходы от НДС и добычи полезных ископаемых выросли, но были направлены на более важные социальные расходы и кредитование экономических программ. В 2019 году власти начали проводить масштабную налоговую реформу, направленную на упрощение налогов, расширение стандартного корпоративного налогового режима и налога на добавленную стоимость при одновременном снижении налоговой нагрузки на частные фирмы и работников.

Центральный банк ужесточил денежно-кредитную политику в 2018 году, повысив ставку рефинансирования с 14 до 16 процентов и используя продажи в иностранной валюте для стерилизации ликвидности, вызванной существенными покупками отечественного золота. После номинального снижения курса на 60 процентов в 2017 году обменный курс оставался относительно неизменным в 2018 году и укрепился в реальном выражении. Тем не менее, кредитование экономики выросло более чем на 50 процентов, что отчасти объясняется существенным увеличением кредитования экономических программ. На государственные банки приходится около 85 процентов активов банковской системы, и их основная функция заключается в поддержке государственных инвестиций и программ развития. Тем не менее, показатели устойчивости банков продолжают выглядеть обнадеживающими. Центральный банк начал использовать макропруденциальные инструменты для более активного сдерживания рисков, продолжая при этом совершенствовать свои надзорный потенциал и его инструменты.

Продолжался прогресс в структурных и институциональных реформах, но повестка дня реформ остается большой. В настоящее время правительство ускоряет реформы государственных предприятий путем создания агентства по управлению активами, разделения обязанностей в секторах энергетики и транспорта и определения предприятий для реструктуризации или приватизации. Другие реформы направлены на дополнительную либерализацию цен, улучшение трудовых навыков, проведение земельных реформ, оптимизацию регулирования и улучшение государственного управления. Узбекистан принял Цели устойчивого развития с акцентом на образование, здравоохранение, гендерное равенство, инфраструктуру и финансовую доступность.

Исполнительные директора приветствовали проведение первой волны экономических реформ, включая валютную либерализацию и налоговую реформу, которая способствовала устойчивому росту и переходу к более открытой и рыночной экономике. Заглядывая вперед, директора призвали власти поддержать и приоритизировать импульс реформ для поддержания макроэкономической стабильности, стимулирования всеобъемлющего роста и создания рабочих мест в частном секторе.

Директора призвали власти продолжать свою жёсткую денежно-кредитную политику для сдерживания инфляции, в то же время приводя рост кредитования в соответствие с требованиями внешней и внутренней стабильности. Ограничение роста кредитования и постепенный отказ от целевого кредитования поможет ограничить инфляционное давление, избежать чрезмерного внешнего дефицита и предотвратить потенциально болезненный цикл бума-спада. Директора поддержали сохранение гибкости обменного курса, что позволило бы экономике адаптироваться в соответствии с основными экономическими показателями. Они призвали власти обеспечить большую независимость центрального банка.

Директора приветствовали осмотрительную налогово-бюджетную политику властей, которая позволила сохранить общий бюджетный дефицит и государственный долг на умеренном уровне. Они поддержали намерение властей сократить целевое кредитование в 2019 году и приветствовали обязательство включить все бюджетные операции в бюджет 2020 года. В то время как в Узбекистане имеются значительные инвестиционные потребности, директора согласились с тем, что было бы важно противостоять давлению увеличения расходов, что может оказать проциклическое экономическое воздействие. Директора высоко оценили решение властей приступить к крупной налоговой реформе и рекомендовали тщательно ее осуществить, также быть готовыми к принятию дополнительных мер по необходимости, особенно в случае сокращения налоговых поступлений от государственных предприятий.

Несмотря на то, что показатели надёжности банков являются сильными, директора считают, что государственным банкам необходимо решить затянувшиеся проблемы с балансами и улучшить управление. Они поддержали усилия властей по разработке стратегии реструктуризации банковского сектора, повышению надзорного потенциала в соответствии с передовой международной практикой и более активному использованию макропруденциальных инструментов.

Учитывая сложную программу структурных реформ, директора призвали власти определить приоритеты реформ для устранения перекосов и создания новых рабочих мест. Они поддержали усилия по улучшению бизнес-среды, в том числе за счет снижения затрат на ведение бизнеса и укрепления государственного управления. Директора подчеркнули необходимость реформирования государственных предприятий путем улучшения корпоративного управления и разрешения приватизации или участия миноритарных акционеров. Упорядочение и обеспечение более предсказуемой нормативно-правовой базы будет стимулировать частное предпринимательство и расширение иностранных инвестиций. Директора решительно поддержали усилия Узбекистана по борьбе с коррупцией путем продвижения грамотности населения, а также правовых, нормативных и институциональных реформ. Они призвали власти продолжать улучшать качество и прозрачность экономических данных.

Директора приветствовали планы властей в отношении инклюзивного роста, основанного на Целях устойчивого развития, в том числе планы по оказанию помощи уязвимым группам населения путем улучшения подготовки кадров, увеличения финансирования активных программ на рынке труда, оказания большей поддержки мигрантам и проведения реформ на рынке труда.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал