«Признаки подъема присутствуют, хотя еще в зачаточном состоянии», — отметил директор Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Масуд Ахмед.
«Экспорт стал увеличиваться, денежные переводы, по-видимому, сокращаются медленнее или начали расти, а уровни притока капитала стали положительными. Однако эти тенденции далеко не однородны, и в ряде стран стресс в банковском секторе сдерживает рост кредита и препятствует оживлению экономической активности», — сказал г-н Ахмед.
Относительно краткосрочных экономических перспектив региона в докладе отмечается, что в странах–экспортерах энергоносителей прогнозируемые темпы роста находятся в диапазоне от 2–3 процентов в Азербайджане и Казахстане до 8 процентов в Узбекистане и 12 процентов в Туркменистане. В странах-импортерах энергоносителей ожидается, что в среднем динамика роста будет оставаться более слабой, с прогнозируемыми темпами роста ВВП около 2–4 процентов. «В случае этих стран, некоторые из которых также имеют большую численность малоимущего населения, важно, чтобы продолжающаяся поддержка доноров смягчила удар до тех пор, пока активность в частном секторе не усилится в достаточной степени, чтобы поддерживать экономический рост и обеспечить повышение уровня жизни», — подчеркнул г-н Ахмед.
Что касается приоритетных задач политики, в докладе отмечается, что одной из главных задач для большинства стран КЦА должно быть возобновление роста кредитования частного сектора. Банковские системы КЦА пострадали от мирового кризиса, и рост кредита резко замедлился и даже стал отрицательным в реальном выражении в ряде стран, по сравнению со стремительным подъемом, составлявшим от 40 до 80 процентов в период, непосредственно предшествовавший кризису. «Очистка балансов коммерческих банков является предпосылкой для оживления кредитования и в конечном итоге для устойчивого подъема. В этой связи меры политики должны быть направлены на признание убытков и решение проблем необслуживаемых кредитов. В среднесрочной перспективе макропруденциальные меры должны способствовать снижению уровней долларизации и развитию рынков внутренних долговых обязательств с целью обеспечения более диверсифицированной базы финансирования для банков», — подчеркнул г-н Ахмед.
Относительно налогово-бюджетной политики в докладе отмечается, что страны- экспортеры энергоносителей обладают вполне достаточным бюджетным потенциалом, но им следует рассмотреть возможность свертывания адаптивных мер политики по мере того, как рост будет набирать обороты, чтобы не допустить нарастания инфляционного давления. С другой стороны, страны–импортеры энергоносителей в регионе КЦА располагают ограниченными бюджетными возможностями, и им следует в основном придерживаться нейтрального курса налогово-бюджетной политики или провести небольшую бюджетную корректировку в 2010 году.