Курсы валют от 04/10/2024
$1 – 12741.02
UZS – -0,13%
€1 – 14062.26
UZS – -0,45%
₽1 – 134.38
UZS – -0,5%
Поиск
Экономика 12/11/2012 МВФ: Экономические перспективы Центральной Азии остаются благоприятными
МВФ: Экономические перспективы Центральной Азии остаются благоприятными
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В странах Кавказа и Центральной Азии (КЦА) по-прежнему наблюдается динамичный подъем после мирового финансового кризиса, и экономические перспективы региона остаются благоприятными. Об этом сообщает МВФ.

Стойкий рост, средние темпы которого прогнозируются на уровне примерно 5,5% в 2012 и 2013 годах, объясняется высокими ценами на нефть в случае стран-экспортеров нефти и газа региона, благоприятными ценами на биржевые товары и притоками денежных переводов мигрантов в случае стран-импортеров нефти, а также, для обеих групп, умеренным прямым воздействием экономической ситуации в Европе. Благоприятные перспективы создают возможность укрепить резервы для проведения политики, чтобы подготовиться к любым возможным рискам ухудшения перспектив роста, таким как снижение мирового спроса на биржевые товары или повышение мировых цен на продовольствие.

Благоприятные перспективы

Прогнозируется, что рост в странах-экспортерах нефти и газа в регионе (Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане) несколько замедлится, примерно до 5½ процента в 2012 и 2013 годах по сравнению с приблизительно 7 процентами в 2011 году по мере снижения темпов роста производства нефти и газа. Вместе с тем, государственные расходы и целевые кредиты по-прежнему будут поддерживать активный рост в ненефтяном секторе.

В странах-импортерах нефти и газа в регионе (Армении, Грузии, Кыргызской Республике и Таджикистане) рост будет прочно держаться на уровне 5 процентов в 2012 году, а затем повысится до 5,8 процента в 2013 году. Такие прогнозы основаны на активных притоках денежных переводов из России и все еще благоприятных условиях торговли биржевыми товарами, при этом в Кыргызской Республике будет увеличиваться производство золота.

Инфляция в регионе КЦА, по прогнозам, в среднем будет оставаться достаточно умеренной благодаря быстро снижающейся инфляции продовольственных цен в странах-импортерах нефти и газа. Однако повышение мировых цен на продовольствие, если оно будет долговременным, может снова разжечь инфляцию, учитывая высокую чувствительность внутренних цен на продовольствие, особенно в странах-импортерах нефти и газа, к мировым ценам.

В странах-экспортерах нефти и газа есть возможность смягчить это влияние за счет временных субсидий или аналогичных мер, которые не создадут напряжения в условиях имеющегося у них достаточно широкого пространства для бюджетного маневра. Страны-импортеры нефти и газа медленными темпами восстанавливают бюджетные резервы, но эти резервы существенно меньше того, что необходимо для проведения ответных мер политики в случае негативных потрясений на рынках биржевых товаров. В Кыргызской Республике и Таджикистане бюджетные перспективы также омрачаются потенциальными издержками для бюджета, связанными с поддержкой ослабленных государственных банков.

Подготовиться к неблагоприятному воздействию; укрепить механизмы социальной защиты и систему управления

Директивные органы во всех странах КЦА могут воспользоваться все еще благоприятными перспективами для продолжения наращивания резервов для проведения политики, при этом вновь уделяя больше внимания обеспечению готовности к кризисам. Для стран-импортеров нефти и газа это потребует устойчивого постепенного уменьшения бюджетных дефицитов, а также повышения гибкости обменных курсов для защиты резервов.

Странам-экспортерам нефти и газа необходимо повысить качество государственных расходов, уменьшить долю текущих расходов и расширить налоговую базу, чтобы обеспечить надежность налогово-бюджетной политики на случай установления стабильно низких цен на нефть. Для того чтобы рост охватывал более широкие слои населения, всем странам необходимо разработать системы социальной защиты, которые бы лучше реагировали на складывающиеся обстоятельства, а также более качественные системы налогов и трансфертов, одновременно вкладывая средства в здравоохранение, образование и инфраструктуру. При разработке систем социальной защиты следует предусмотреть активные меры политики на рынке труда, способствующие приему на работу молодых работников.

В случае серьезных потрясений все страны имеют потенциал для ослабления денежно-кредитной политики. Кроме того, страны-экспортеры нефти и газа будут иметь важную возможность расходовать имеющиеся финансовые активы или увеличивать заимствования для защиты важнейших государственных капитальных расходов. Однако для обеспечения в среднесрочной перспективе основы роста, охватывающего более широкие слои населения, следует повысить степень подотчетности и прозрачности в сфере управления богатством, связанным с природными ресурсами, и, в более широком плане, расходов на стратегические проекты или отрасли.

Это распространяется на различные финансируемые государством банки и фонды развития, создаваемые в регионе. В то же время, для ускорения процесса создания рабочих мест и увеличения частных инвестиций крайне необходимым является обеспечение ситуации, когда все коммерческие предприятия находятся в равных условиях.

МВФ: Экономические перспективы Центральной Азии остаются благоприятными

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал