Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Миссия по оценке потребностей Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (МОП БДИПЧ ОБСЕ), побывавшая 19-21 июля в Узбекистане соответствии со своим мандатом и в ожидании официального приглашения для наблюдения за конституционным референдумом в Узбекистане опубликовало промежуточный отчет, сообщает ИА «Дунё».
На основе этой оценки МОП рекомендует, следует ли развернуть деятельность БДИПЧ по наблюдению за предстоящим референдумом, и если да, то какой тип деятельности лучше всего соответствует выявленным потребностям. Состоялись встречи с должностными лицами государственных учреждений, представителями СМИ.
В документе отмечается, что БДИПЧ выражает благодарность Министерству иностранных дел за помощь и сотрудничество в организации визита.
Представители миссии отметили, что после объявления референдума процесс общественных консультаций дважды продлевался и завершился 1 августа. После периода общественных консультаций Конституционная комиссия доработает проект поправок и представит новый проект текста на утверждение обеим палатам парламента, после чего будет назначена дата референдума.
Подчеркивается, что многие собеседники МОП БДИПЧ приветствовали предложенные поправки как улучшение.
Вместе с тем референдум может быть назначен Олий Мажлисом на основании предложений граждан, палат Олий Мажлиса или Президента. Результаты конституционного референдума являются обязательными. Для внесения поправок в конституцию на референдуме применяется порог явки 50% всех зарегистрированных избирателей, и более половины действительных голосов должны быть отданы за поправки. По данным ЦИК, избирателям будет задан единый вопрос «Да» или «Нет» об одобрении всего пакета конституционных изменений.
Отмечается, что референдумы регулируются в первую очередь Конституцией 1992 года, Законом о референдуме 1991 года и Избирательным Кодексом 2019 года. Последний раз в Закон о референдуме вносились поправки в Марте и июне 2022 года, и изменения в основном отражали изменения, внесенные в Избирательный кодекс в 2019 и 2021 годах, в том числе повышение эффективности процесса разрешения споров на референдуме, введение требования нейтральности членов нижестоящих комиссий, изменение процедуры голосования за границей, а также ряд технических корректировок. Закон о референдуме содержит основные положения о проведении референдума, включая структуру, избирателей. Большинство собеседников МОП БДИПЧ не выразили обеспокоенности по поводу точности списка избирателей.
Констатируется, что все расходы, связанные с организацией референдума, покрываются за счет государственного бюджета. По закону общественные объединения, предприятия, юридические лица и граждане могут жертвовать средства на проведение референдума в ЦИК.
Отмечается, что подготовка к референдуму продолжается, и на данный момент ЦИК приняла пять правил, касающихся проведения референдума. Центризбирком совместно с другими государственными учреждениями намерен провести комплексный интерактивный каскадный тренинг для членов комиссий референдума всех уровней.
Международные наблюдатели должны быть аккредитованы ЦИК, остальные подлежат аккредитации в окружных комиссиях по проведению референдума.
Все собеседники МОП БДИПЧ отметили важность независимого контроля за процессом референдума и подчеркнули необходимость деятельности БДИПЧ по наблюдению. Большинство собеседников подчеркнули жизненно важную роль БДИПЧ в усилиях Узбекистана по выполнению своих обязательств в области прав человека и отметили поддержку, которую БДИПЧ оказывает государственным органам. Несмотря на то, что недавние поправки к нормативно-правовой базе не касались проблем, ранее отмеченных БДИПЧ в отношении дня выборов и подсчета голосов, большинство собеседников МОП БДИПЧ не выразили озабоченности по поводу этих вопросов для референдума. Однако они подчеркнули необходимость развертывания миссии по наблюдению за референдумом с долгосрочным присутствием для освещения региональных аспектов процесса, в частности, реализации нормативно-правовой базы, проведения и подготовки к референдуму администрацией референдума, а также освещения референдума в СМИ.
Исходя из этого, МОП БДИПЧ рекомендовал направить Ограниченную миссию по наблюдению за референдумом (LROM) для наблюдения за конституционным референдумом. В дополнение к основной группе экспертов МОП БДИПЧ рекомендует прикомандировать 14 долгосрочных наблюдателей из государств-участников ОБСЕ для наблюдения за процессом референдума по всей стране. В соответствии со стандартной методологией БДИПЧ МОНВ будет включать элемент мониторинга СМИ. Хотя миссия посетит ограниченное количество избирательных участков, систематического наблюдения за ходом голосования не предусматривается.