Мирзиёев: Кто считает, что «нынешняя ситуация в мире на нас не повлияет», глубоко заблуждаются
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — На видеоселекторном совещании под председательством Президента Шавката Мирзиёева обсуждаются вопросы смягчения последствий экономических и торговых ограничений, происходящих в мире, для Узбекистана.
Прежде всего, глава государства остановился на текущей ситуации в мировой экономике.
«Сегодняшний мир уже не тот, что был прежде. Речь идёт не о тарифах или их размерах. Международные институты, которые в течение долгих лет обеспечивали устойчивые отношения и взаимное доверие между государствами, а также разработанные ими нормы и правила, становятся всё менее эффективными.
Безусловно, эти процессы могут иметь цепную реакцию, привести к замедлению глобальной экономики и снижению объёмов международной торговли», — заявил Президент.
Согласно прогнозам, только из-за повышения тарифов объёмы международной торговли могут сократиться на 3,5 триллиона долларов, а уровень инфляции в мире вырасти до 7,5–8 процентов.
«Тот факт, что международные финансовые рынки за три-четыре дня потеряли 10 триллионов долларов, должен стать для нас серьёзным “сигналом”.
Наибольшую опасность представляет разрыв в глобальных цепочках поставок и создания добавленной стоимости — так же, как это происходило в период пандемии.
Особенно в уязвимом положении окажутся ключевые отрасли, формирующие значительную долю мирового экспорта, такие как текстильная промышленность, электротехника, автомобилестроение, пищевая промышленность», — подчеркнул Президент.
Отмечено, что страны, в отношении которых введены наиболее высокие импортные пошлины, могут начать проводить агрессивную торговую политику, чтобы проникнуть со своей продукцией в те же сегменты, куда экспортирует Узбекистан. Это значит, что на рынках пряжи, тканей, текстиля, готовой продукции и бытовой техники, куда выходит наша страна, обострится жесточайшая конкуренция.
Согласно анализу Гарвардского университета, за последние пять лет позиция Узбекистана в Индексе экономической сложности улучшилась на 25 пунктов — с 105-го до 80-го места.
На сегодняшний день 162 наименования отечественной продукции признаны имеющими «конкурентное преимущество на мировых рынках».
В результате за последние годы объём экспорта вырос в 2,2 раза, а внешнеторговый оборот достиг 57 процентов по отношению к валовому внутреннему продукту.
«Это очень большая цифра, которая показывает, насколько наша экономика зависит от внешних рынков», — отметил Президент.
«Я вновь и вновь повторяю — те, кто считает, что “нынешняя ситуация в мире на нас не повлияет”, глубоко заблуждаются. В таких условиях мы должны уверенно и решительно двигаться вперёд, полагаясь только на собственные силы и внутренние возможности», — подчеркнул глава государства.
Однако было отмечено, что многие руководители до сих пор не осознали серьёзность ситуации и не понимают, что необходимо работать в два раза больше. Подчёркнуто, что первые лица каждого министерства, отрасли и региона обязаны иметь чёткий план и лично заниматься вопросами производства и экспорта.
В течение недели ответственные лица провели встречи более чем с 3 тысячами опытных предпринимателей. Бизнесмены ставят новые и актуальные вопросы, которые необходимо срочно решать, чтобы адаптироваться к колебаниям на международных рынках. У министров, хокимов, руководителей банков и отраслей много нерешённых вопросов.
Подверглись критике те руководители, которые вместо изучения тенденций, объективной оценки рисков и содействия предпринимателям, сами становятся преградой на их пути.
Относительно таких случаев было заявлено о необходимости принятия жёстких мер.
В ходе обсуждения было подчёркнуто, что устаревшие требования и бюрократия в системе стандартизации и сертификации сковывают деятельность предпринимателей и создают условия для проявлений коррупции в этой сфере.
Более 25 тысяч стандартов и 41 технический регламент не соответствуют требованиям международного рынка. В настоящее время обязательной сертификации подлежат 6,5 тысячи из почти 13 тысяч наименований товаров, что приводит к удорожанию себестоимости продукции.
«Когда министры или хокимы поинтересовались мнением предпринимателей: какой стандарт необходимо обновить, какой — отменить, какой товар исключить из списка обязательной сертификации? К сожалению, на это нет положительного ответа», — заявил Президент с жёсткой критикой.
В частности, инвесторы отмечают, что многие лаборатории в стране не соответствуют необходимым требованиям, а стандарты развитых стран зачастую не признаются.
Также указано, что в текущей системе органы сертификации одновременно осуществляют и рыночный надзор, что приводит к конфликту интересов.
Президент перечислил ряд проблем, существующих в системе сертификации, и обозначил пути их решения.
Как было отмечено, предприятия, занимающиеся производством молочной и мясной продукции, выражают недовольство действующим порядком получения санитарно-эпидемиологического заключения на свою продукцию.
К примеру, в страну ежегодно импортируются детские продукты питания на сумму около 100 миллионов долларов. Однако предприниматель, который привёз современное оборудование и построил завод, не может начать производство из-за отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения. При этом для его оформления не существует соответствующего стандарта.
Подвергнуто критике то, что руководство комитета вместо того, чтобы проявить инициативу и совместно с предпринимателем разработать стандарт, ограничивается формулировкой: «на этот продукт у нас нет стандарта» и занимает выжидательную позицию.
Некоторые районные санэпидемстанции до сих пор требуют проведения отдельного тестирования каждой партии одного и того же продукта, если они упакованы в различную тару. Это требует дополнительных затрат времени и средств.
При этом возникает вопрос: насколько связана различная упаковка одновременно произведённого продукта с его качеством?
Также производители минеральной воды обязаны получать заключение по 45 показателям. Предприниматели вынуждены обращаться в лаборатории, входящие в систему Санэпидкомитета, по 43 из них, а по оставшимся двум — в другие лаборатории.
Комитету поручено организовать все проверки в одном месте.
Для проверки качества фруктов, овощей и бобовых культур также необходимо посещение трёх различных лабораторий. Хуже всего то, что заключения этих лабораторий не признаются в развитых странах.
В связи с этим экспортёры отправляют образцы своей продукции за границу, чтобы получить сертификаты перед выходом на более дорогие рынки.
Ответственным лицам указано на то, что до настоящего времени в страну не привлечена ни одна международно признанная лаборатория, а устаревшая и избыточная система сертификации до сих пор сохраняется.
Президент перечислил отдельные проблемы, существующие в системе сертификации, и озвучил возможные пути их решения.
Как было подчеркнуто, предприятия, производящие молочную и мясную продукцию, недовольны действующим порядком получения санитарно-эпидемиологического заключения на свою продукцию от Санэпидкомитета.
К примеру, ежегодно в страну импортируются детские продукты питания на сумму 100 миллионов долларов. Однако предприниматель, который завёз современное оборудование и построил завод, не может начать производство из-за отсутствия заключения Санэпидкома. А для его получения не существует соответствующего стандарта.
Было подвергнуто критике, что руководство комитета, вместо того чтобы проявить инициативу и совместно с предпринимателем разработать стандарт, ограничивается фразой «на этот продукт у нас нет стандарта» и бездействует.
Некоторые районные санэпидслужбы до сих пор требуют от предпринимателя проводить отдельные испытания для каждой партии одного и того же продукта, если они упакованы в разную тару. Это приводит к дополнительным временным и финансовым затратам.
Возникает вопрос, насколько объём упаковки одновременно произведённой продукции связан с её качеством.
Также производители минеральной воды обязаны получать заключение по 45 показателям. Для 43 из них предприниматели обращаются в лаборатории системы Санэпидкома, а по оставшимся двум — в сторонние лаборатории.
Комитету было поручено организовать проведение всех проверок в одном месте.
Для проверки качества фруктов, овощей и бобовых культур предпринимателям также приходится обращаться в лаборатории трёх разных организаций. Самое тревожное заключается в том, что заключения этих лабораторий не признаются в развитых странах.
По этой причине экспортёры вынуждены отправлять образцы за границу, чтобы получить сертификаты перед выходом на дорогие внешние рынки.
Ответственным лицам было указано на то, что до сих пор в страну не привлечена ни одна международно признанная лаборатория, а устаревшая, дублирующая система сертификации по-прежнему сохраняется.
Предприниматели, производящие прохладительные напитки, отмечают, что сертификация витринных холодильников, ввозимых из-за рубежа, затягивается на срок до трёх месяцев.
Компании, предоставляющие курьерские услуги, закупают мопеды и обеспечивают людей работой. Однако несмотря на то, что стоимость одного мопеда составляет около 300 долларов, затраты на его сертификацию и получение соответствующего документа обходятся в такую же сумму.
Частные клиники заявляют, что регистрация некоторых медицинских устройств, впервые ввозимых в Узбекистан, в Фармакологическом комитете обходится в 10 раз дороже их фактической стоимости. Кроме того, на регистрацию как обычного термометра, так и аппарата МРТ уходит от четырёх до пяти месяцев.
Глава государства поставил под сомнение, насколько продуманны подобные платежи и процедуры со стороны ответственных структур.
«Правильный ли это подход? Конечно, нет. В зависимости от сложности и степени риска необходимо установить разные сроки регистрации для медицинской техники, медицинских изделий и лекарственных средств», — подчеркнул Президент.
Президент обозначил меры по дальнейшему совершенствованию системы сертификации и стандартизации.
Особым указом будет чётко определены полномочия таких органов, как Агентство по техническому регулированию, Санэпидслужба, Комитет ветеринарии, Агентство по карантину, в части выдачи заключений по продукции.
В этом процессе будут постепенно отменяться повторяющиеся и избыточные процедуры. Например:
Контролем качества и безопасности пищевых продуктов будет заниматься только Санэпидслужба;
Обязательность технических регламентов и стандартов для пищевых продуктов будет отменена;
Комитет приведёт санитарные правила и нормы для основных продуктов питания в соответствие с международными требованиями – Кодексом Алиментариус.
Другие системы также будут пересмотрены в аналогичном порядке.
Также будет отменена практика государственной регистрации продукции в семи товарных группах с высоким уровнем риска.
Список товаров, для которых получение сертификата является обязательным, будет существенно сокращён, и будет внедрён механизм декларации соответствия продукции.
Для импорта оборудования, сырья, специальной техники и транспортных средств будут разработаны критерии признания зарубежных высококачественных систем контроля, признанных в нашей стране. При соответствии этим критериям получение национального сертификата при импорте не потребуется.
«Одним словом, мы упростим доступ продукции на рынок, но усилим контроль уже в процессе её реализации. Такая практика доказала свою эффективность на международной арене», — заявил Президент.
Ответственным лицам поручено разработать законопроект «О рыночном надзоре».
В целом было отмечено, что если государственные лаборатории по испытаниям и сертификации передать частному сектору с условием привлечения инвестиций, это обеспечит качество и конкуренцию в отрасли, а также приведёт к снижению стоимости услуг.
Президент уделил особое внимание вопросам создания равных условий для бизнеса.
«Необходимо открыть путь для наших местных предприятий, увеличив производство и создав условия для выхода на более дорогие рынки с новыми продуктами», — сказал глава государства.
Однако было отмечено, что некоторые товары поступают на наш рынок по искусственно заниженной цене, что ослабляет позиции местных производителей.
Например, если холодильник, произведённый в нашей стране, стоит 220 долларов, он продаётся на рынке по средней цене 250 долларов, и на него начисляется НДС в размере 30 долларов.
Тот же холодильник, импортированный по искусственно заниженной цене в 25 долларов, облагается НДС в размере всего 3 доллара. То есть, производитель платит в 10 раз больше налогов, чем импортёр.
Согласно новому указу, теперь процесс определения таможенной стоимости импортируемых товаров будет полностью приведён в соответствие с международными стандартами.
Система маркировки для таких товаров, как безалкогольные напитки, бытовая техника, фармацевтика, алкоголь и табачные изделия, уже введена.
Однако в то же время наблюдаются случаи, когда товары, которые соответствуют всем законам и правилам, продаются без маркировки. Некоторые магазины не используют маркировку, из-за чего нарушается контроль.
Налоговым и таможенным органам было поручено разработать меры по минимизации негативного влияния маркировки на объём производства и усилить контроль за выполнением требований маркировки.
Отмечено, что экспорт некоторых товаров, востребованных на дорогих рынках, ограничен, что приводит к упущенным возможностям.
С 1 июля было объявлено, что не будет ограничений на экспорт товаров. Экспортные пошлины будут введены только на сырьё и продукты с высоким социальным значением, входящие в 86 товарных групп.
Это откроет новые возможности для наших предпринимателей.
«Важно понять одну вещь. Если предприниматели будут работать на дорогих рынках, они будут стремиться увеличивать производство, улучшать качество, повышать свою заинтересованность и извлекать выгоду», — отметил Президент.
В настоящее время отрасли кондитерских изделий и безалкогольных напитков стали драйверами местной промышленности, и было подчеркнуто, что их поддержка является важной.
По этой причине акциз на сахар будет отменён. Также будут сняты ограничения на импорт сухого молока.
Это позволит значительно увеличить оборот 5,5 тысяч предприятий, занимающихся производством кондитерских изделий и безалкогольных напитков, на которых трудится почти 40 тысяч человек, а их годовой оборот составит не менее 50 триллионов сумов.
В настоящее время около 2,5 тысяч ресторанов и кафе уплачивают НДС. С начала года для них была внедрена система возврата части НДС, от 20 до 40 процентов, в виде «кэшбека». Однако было отмечено, что только 69 ресторанов воспользовались этим льготным механизмом.
Например, если более 200 продуктов, таких как безалкогольные напитки, торты, мороженое, продаются отдельно, «кэшбек» не предоставляется, хотя на эти товары также был уплачен НДС.
Налоговой службе было поручено урегулировать недоразумения и установить справедливую систему.
Президент также обратил внимание на ещё одну проблему, которая беспокоит предпринимателей.
При установлении коэффициента для повышения земельного налога и арендных платежей было подчеркнуто, что важно изучить его влияние на бизнес, принимать решения, исходя из возможностей предпринимателей и их финансового состояния.
«Увеличение поступлений не должно происходить за счет повышения налоговых ставок. Напротив, если мы поможем предпринимателям и расширим налоговую базу, поступления возрастут, и предприниматели тоже будут довольны», — сказал Президент.
Теперь предпринимателям будет разрешено платить эти налоги дважды в год.
На собрании было отмечено, что в налоговой и таможенной сферах существуют недостатки, требующие дальнейших реформ в этих системах.
Ответственным лицам было поручено привлечь квалифицированных экспертов, ученых и предпринимателей для общественного совета, чтобы представить обоснованные предложения по выводу налогово-таможенной политики и административного управления на новый этап.
Также было подчеркнуто, что необходимо точно определить полномочия министров в вопросах принятия инструкций и других ведомственных документов в своей сфере.
«Самые устойчивые отношения устанавливаются законом, новые реформы — президентским указом, развитие отраслей и регионов — постановлением правительства. Для их внедрения в жизнь будут приниматься только ведомственные документы. Только в таком случае результаты реформ быстрее достигнут наших граждан», — отметил Президент.
На собрании было отмечено, что критика, приведенная на примере 3-4 ведомств, касается и других министерств и отраслей.
Было подчеркнуто, что бюрократия все еще высока в таких министерствах и ведомствах, как Министерства экологии, сельского хозяйства, строительства, энергетики, высшего образования, а также в системе Государственного кадастра, Комитета автомобильных дорог, Комитета по промышленной безопасности и Инспекции строительства.
Руководителям этих министерств и ведомств было поручено сделать выводы из сегодняшнего собрания и облегчить предоставление услуг населению и предпринимателям.
В целом, перед руководителями всех уровней поставлена задача постоянного взаимодействия с производителями и экспортерами.
В ходе собрания были заслушаны отчеты руководителей регионов и отраслей, а также мнения и предложения предпринимателей.
#Шавкат Мирзиёев