Межправительственный совет дорожников подвёл итоги мониторинга международных автодорог Центральной Азии
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В соответствии с решением глав правительств стран СНГ Межправительственный совет дорожников (МСД) провёл комплексный международный мониторинг состояния автомобильных дорог, проходящих по территории Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Российской Федерации, сообщает пресс служба Исполнительного комитета СНГ.
Мониторинг состоялся с 23 по 29 июня 2025 года в рамках реализации Протокола о международных автодорогах Содружества, решений комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также распоряжения Совета глав правительств СНГ.
Маршрут мониторинга, протяжённостью более 5000 км, охватил крупные транспортные узлы и участки международного значения: Душанбе — Самарканд — Ташкент — Кызылорда — Актобе — Оренбург — Самара — Пенза — Рязань — Москва.
Для содействия в проведении работ руководство МСД обратилось с официальными письмами к профильным ведомствам стран-участниц. В частности, активное участие в подготовке и сопровождении мониторинга приняли министерства транспорта Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а также Федеральное дорожное агентство Росавтодор.
Особо оперативно отреагировала казахстанская сторона. В мониторинге приняли участие представители НК «Казавтожол», включая заместителя председателя компании Дархана Саканова, а также региональных управлений Кызылординской и Актюбинской областей.
Секретариат МСД совместно с национальными структурами обеспечил выполнение всех намеченных мероприятий в установленные сроки.
В ходе мониторинга была зафиксирована высокая интенсивность движения, включая значительный поток тяжёлого грузового транспорта. Особое внимание уделено техническому состоянию дорог, «узким местам», а также объектам дорожной инфраструктуры. На отдельных участках выявлены проблемы, требующие незамедлительного реагирования — в том числе дороги Кызылорда — Актобе и федеральный отрезок Пенза — Москва.
Согласно предварительным выводам, для обеспечения устойчивости дорожной сети и безопасности участников движения необходимы следующие меры:
модернизация дорожного полотна с учётом увеличения осевой нагрузки;
расширение пропускной способности участков с высокой плотностью транспорта;
обустройство дополнительных АЗС, стоянок, пунктов отдыха и питания;
системное улучшение дорожной безопасности.
Отдельный акцент был сделан на функционировании пограничных пунктов, особенно на границах Казахстана с Узбекистаном и Российской Федерацией. Было зафиксировано, что длительное ожидание при прохождении границы негативно влияет на торговую активность и логистику. Отмечена необходимость скоординированных усилий таможенных и пограничных служб для сокращения времени ожидания и упрощения процедур.
Также в ходе мониторинга была выявлена обеспокоенность по поводу ситуации с очередями, формирующимися для водителей и пассажиров из Таджикистана при пересечении границы Казахстана и России. С учётом этих наблюдений МСД рекомендовал правительствам стран СНГ активизировать межведомственное сотрудничество в транспортной сфере и принять согласованные меры для оптимизации движения на ключевых транспортных коридорах.
Итоги мониторинга будут направлены в национальные министерства и дорожные администрации стран-участниц с целью выработки плана действий по устранению выявленных недостатков и развитию международной дорожной инфраструктуры.
Результаты также лягут в основу дальнейших решений на уровне Совета глав правительств СНГ.