Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Причина – стремление Индии получить эксклюзивное право на торговую марку риса сорта басмати, который традиционно потребляется в Южной Азии и в настоящее время все больше проникает на зарубежные рынки. Индия и Пакистан экспортируют значительную часть своего урожая в ЕС, Ближний Восток, Южную Азию и США. В частности, на Индию приходится около 65% мировой торговли басмати, на Пакистан - около 35%. По данным Европейской комиссии, экспорт пакистанского риса басмати в ЕС значительно вырос за последние 3 года, увеличившись со 120 тыс. т. в 2017 г. до 300 тыс. т. в 2019 г.
Конкуренция между Нью-Дели и Исламабадом усилилась после того, как в 2018 г. Индия подала заявку на эксклюзивный тег GI для риса, утверждая, что качество ее зерна напрямую связано с конкретной географией Индии. Тег GI определяется Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) как отдельный символ, удостоверяющий репутацию или характеристики продукта в связи с его особым географическим положением и качеством производства. Аргумент аналогичен заявлению GI Франции о шампанском, которое признано во всем мире на основе региона Франции – провинции Шампань, где выращивают виноград для игристого вина.
В случае получения GI в ЕС, Индия сможет потеснить Пакистан также на рынке США и других стран за счет распространения механизма защиты интеллектуальной собственности, одновременно получая более высокие цены за свою продукцию. Индия приняла закон о GI в 1999 г. и это даёт Индии преимущество в обсуждениях в ЕС.
Эксперты отмечают, что инициатива Нью-Дели вызвана сокращением индийского экспорта риса в ЕС из-за неспособности производителей соблюдать все более строгие стандарты Союза в отношении использования пестицидов. Это заставило Индию отправлять больше риса на менее прибыльные рынки Ближнего Востока, и Нью-Дели пытается обуздать торговую тенденцию.
В целом, анализируя эскалацию противоборства за брендинг между Пакистаном и Индией на рынке риса ЕС, эксперты отмечают, что Нью-Дели несколько продвинулась в деле получения эксклюзивных прав на брендирование риса басмати. Получение Индией статуса GI может быть серьезным вызовом для пакистанских производителей. Более 40% рабочей силы Пакистана занято в сельском хозяйстве, при этом на производство риса приходится около 20% всех посевных площадей продовольственного зерна. Кроме того, в настоящее время индийский басмати дешевле на 50 долл. за т., что уже ставит пакистанскую сторону в невыгодное положение.