Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – В деле вагоностроения наша страна с первых лет независимости взяла курс на развитие, модернизацию и расширение мощностей. На крупных структурных промышленных предприятиях освоено вагоностроение (грузовых и пассажирских вагонов), осуществляется модернизация производства, выпускается импортозамещающая продукция, производится ремонт, изготавливаются комплектующие.
Как известно, деповской ремонт осуществляется на местах, в депо. А на крупных промышленных предприятиях делают капитально-восстановительный ремонт, в том числе и с продлением срока службы. Такими мощностями обладают два крупных вагоностроительных завода унитарного предприятия «Узтемирйулмаштаъмир», это – ДП «Андижанский механический завод» и ДП «Литейно-механический завод» специализирующихся на строительстве и ремонте грузовых вагонов. Начиная с нулевых годов XXI века эти два магната начали бурно развиваться.
На базе крупнейшего в Центральной Азии вагоностроительного и вагоноремонтного завода предприятия «Андижанский механический завод» (вошедшего в состав железнодорожной администрации Узбекистана в 1992 году), была начата работа по ремонту грузовых вагонов с продлением срока их службы. Именно в этот период завод получил новый импульс развития, увеличилась мощность производства, расширилась линейка продукции, на заводе открылись новые современные цеха и рабочие места, обеспечившие занятость специалистов со всей Ферганской долины.
Сегодня на заводе более 1200 специалистов и рабочих осуществляют строительство новых вагонов, кроме того налажен уникальный процесс диагностики основы вагонов на предмет усталости и целостности металла. Качественная диагностика позволяет производить капитально-восстановительный ремонт грузовых крытых вагонов и полувагонов с продлением сроков службы на 5-16 лет. Весь этот процесс осуществляется в высокоточно-оборудованных лабораторных условиях высококвалифицированными, сертифицированными сотрудниками. При этом продлённый срок службы является гарантийным, так как завод имеет международные сертификаты качества ведущих зарубежных организаций вагоностроения. Также на предприятии имеется возможность оказывать ремонтные услуги всех видов грузовых вагонов-цистерн под налив разной модификации (калибровки), а также вагонов для перевозки цемента и минеральных удобрений, универсальных вагонов-платформ. Ежегодный объём работ по капитальному ремонту составляет более 600 единиц грузовых вагонов разных видов.
В настоящее время производственные мощности включают в себя порядка 350 станков (25 типов), которые эффективно используются не только при строительстве и ремонте вагонов, но и непрофильной продукции для предприятий и организаций железнодорожного транспорта, производстве запасных частей и переработке металлопродукции. Здесь также налажено производство домкратов – специализированных локомотивных подъёмников, используемых на профильных железнодорожных предприятиях. На заводе путём модернизации налажено производство более 1000 наименований запасных частей и изделий для производственных предприятий нашей республики (металлоконструкции и импортозамещающей продукции). В целом, производственные мощности завода следующие:
- строительство новых вагонов-цистерн – 600 ед. в год;
- капитальный ремонт и модернизация грузовых вагонов – 600 ед. в год;
- изготовление нестандартного оборудования – 500 тн. в год;
- производство запасных частей – 1500 тн. в год.
Следует подчеркнуть, что Андижанский механический завод имеет все необходимые сертификаты соответствия, в том числе Международной организации по стандартизации – ISO – эффективной системы менеджмента качества производства.
В последние годы возрос спрос на услуги завода со стороны соседних государств, налажено сотрудничество с партнёрами из Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана, принимаются заказы на ремонт и продление сроков службы грузовых вагонов. Также поступили пакеты заказов на покупку новых вагонов-цистерн. В годы независимости нашей страны были изготовлены и модернизированы двухярусные платформы для перевозки легковых авто для автомобильной промышленности Узбекистана. Кроме того, одними из крупнейших партнёров Андижанского механического завода являются Алмалыкский и Навоийский горно-металлургические комбинаты. Для них по заказу производятся специализированные цистерны для транспортировки опасных химических грузов.
В текущем году началась реконструкция производства. В связи с этим приобретены новые станки, благодаря чему в два раза увеличивается выпуск продукции. Экспорт оказанных услуг увеличился на 194% по сравнению с прошлым годом. За девять месяцев текущего года завод выполнил объем производства в сопоставимых ценах на 102% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Дочернее предприятие «Литейно-механический завод» ещё один крупный вагоностроительный и вагоноремонтный магнат Узбекистана, который вошёл в состав АО «Узбекистон темир йуллари» в 2003 году. В линейку вагоностроительного производства данного завода входят крытые вагоны, полувагоны, вагон-хопперы (цементовозы), комплектующие и запасные части к ним (тележка двухосная грузового вагона, рама боковая, надрессорная балка, тяговый хомут автосцепки и другие). Завод также осуществляет модернизацию и ремонт грузовых вагонов (текущий, деповской, капитальный ремонт с продлением сроков службы). Продукция предприятия имеет паспорта качества, сертификаты соответствия, согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Кроме того, здесь налажено изготовление грузоподъёмных механизмов и прочих видов промышленного непрофильного оборудования. Здесь осуществляют лабораторные исследования структуры, химического состава и твёрдости металлов и сплавов, продукции неорганической химии (кислород технологический газообразный) и оказывают услуги по ряду строительно-монтажных работ.
Заводом освоено литейное производство, в частности, производство чугунных отливок, запасных частей и комплектующих для ремонта подвижного состава и железнодорожного полотна. Своей продукцией (запасными частями) Литейно-механический завод обеспечивает также предприятия Министерства сельского и водного хозяйства и других отраслей экономики. В частности, комплектующие к насосам, металлическим приборам, подъёмным механизмам и кранам. Производственные мощности завода:
- строительство новых грузовых вагонов - 1200 ед. в год;
- капитальный ремонт и модернизация грузовых вагонов - 1500 ед. в год;
- изготовление крупнотоннажных контейнеров - 950 ед. в год;
- производство металлоконтрукций – 600 т. в год;
- литейное производство – более 15 тыс. тонн в год стали, свыше 10 тыс. тонн в год чугуна и 500 тонн цветного металла в год.
В дело развития вагоностроения на заводах АО «Узбекистон темир йуллари» весомый вклад вносят также УП «Узтемирйулмаштаъмир» и АО «Ташкентский механический завод». Между тем, парк пассажирских поездов пополняется современными вагонами, производимыми в АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов». С развёрнутой информацией о вагоностроении для пассажирского хозяйства можно ознакомиться ЗДЕСЬ. К слову, в период усиленных мер, связанных с пандемией короновируса COVID-19, практически во всём мире деятельность многих крупных производственных предприятий приостановили свою деятельность. В то же время, на производственных предприятиях АО "Узбекистон темир йуллари" имеющих стратегическое значение - работа не приостанавливалась (с соблюдением всех мер по обеспечению безопасности сотрудников).
Безусловно, модернизация производства, внедрение и активное использование передовых технологий – главные составляющие успеха развития предприятий вагоностроительной и вагоноремонтной направленности. Наращиванию темпов способствует также уделяемое руководством АО «Узбекистон темир йуллари» внимание и направляемые на техническое и технологическое переоснащение финансовых средств. Это позволило добиться значительных успехов. Но для развития в этом направлении предстоит сделать еще больше. Для наращивания объёмов производства перспективной вагоностроительной мощи рассматриваются и используются все возможности, в том числе инновационные.