Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал закон «О ратификации Соглашения между Правительством Китайской Народной Республики, Кабинетом Министров Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в совместном продвижении проекта железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», подписанного 6 июня 2024 года в Пекине.
Киргизский парламент ратифицировал его 19 июня 2024 года.
Цель закона заключается в проведении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу соглашения между правительством Китая, кабинетом министров Кыргызстана и правительством Узбекистана о сотрудничестве в реализации проекта железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, сообщила пресс-служба главы Кыргызстана.
Маршрут железной дороги проходит через гористую местность по следующим пунктам: Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалал-Абад — Андижан. Строительство начнется, как ожидается, стартует в октябре 2024 года.
Планируется, что к 2023 году годовой объем перевозок по новой железной дороге достигнет 8 млн тонн, к 2024 году — 10 млн тонн, а к 2050 году — 13,5 млн тонн.
В результате сроки доставки товаров сократятся на 7 дней. Узбекистан может получить экономическую выгоду от транзита грузов в размере $150-200 млн в год.
Проект значительно улучшит экспортно-импортные связи не только для Узбекистана, но и для Таджикистана, Афганистана, Туркменистана и других стран региона, предоставив значительные транзитные возможности и связав Китай с полуостровом Индостан одной железнодорожной линией, что ранее было возможно только морским путем.
Новая железная дорога также обеспечит Центральной Азии доступ к Тихому океану через Китай, а Китаю — к Персидскому заливу.
Проектирование и строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан займётся китайская компания China Railway International.
Стороны намерены создать Совместную проектную компанию на территории Кыргызстана в соответствии с местным законодательством. Это позволит оптимизировать взаимодействие между странами-участницами. Доля Китая в компании составит 51%, Кыргызстана - 24,5% и Узбекистан – 24,5%.