Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В Узбекистане уровень автомобилизации на 1000 человек значительно ниже, чем в соседних государствах, согласно новому отчету KPMG Uzbekistan «Анализ рынка автотранспортных средств в Республике Узбекистан».
Документ представляет собой детальный анализ автомобильного рынка страны и выявляет значительный потенциал для его роста.
По данным проведенного KPMG Uzbekistan бенчмарк-анализа, количество автомобилей на 1000 жителей в Узбекистане существенно уступает таковым в соседних странах, что подчеркивает потенциал для развития данного сектора.
В отчете сообщается, что в 2023 году среднее число автомобилей на 1000 человек в Узбекистане составило 103 единицы, что на 8,4% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.
Наибольшее количество автомобилей в 2023 году зарегистрировано в Ташкенте, где на 1000 жителей приходится 197 автомобилей.
Ташкентская область заняла второе место с показателем 136 единиц, а Бухарская область замкнула тройку лидеров с 118 автомобилями на 1000 человек.
Для сравнения, в России число автомобилей на 1000 человек составляет 327 единиц, в Беларуси — 330, в Казахстане — 220 и в Турции — 175,7.
По состоянию на 1 января 2024 года общее количество автомобилей, принадлежащих физическим лицам, достигло 4 миллионов единиц, из которых 3,8 миллиона — легковые автомобили.
Отчет также подчеркивает, что по количеству автомобилей на душу населения лидируют Ташкент (597,93 тыс. единиц), Самаркандская область (417,17 тыс.) и Ташкентская область (414,62 тыс.).
Наименее обеспечены автомобилями физические лица в Джизакской области (109 650 единиц), Навоийской области (109 274 единицы) и Сырдарьинской области (75 116 единиц).
По данным KPMG Uzbekistan, в 2023 году население приобрело 1,2 миллиона автомобилей, включая легкие коммерческие и электрические, как на первичном, так и на вторичном рынках.
Из них 295 тысяч автомобилей, в том числе коммерческие и электрические, были куплены в кредит или в лизинг.
Около 94 тысяч автомобилей, включая коммерческие и электрические, были проданы различными способами на первичном и вторичном рынках.
По мнению экспертов KPMG, разрыв между Узбекистаном и другими странами может сокращаться, а спрос на автомобили будет расти по мере улучшения экономической ситуации и увеличения доходов населения.
Однако на уровень спроса также влияет доступность финансовых ресурсов.
KPMG Uzbekistan отмечает, что к 2030 году республика планирует достичь ВВП на душу населения в размере $4198, что позволит значительно улучшить благосостояние граждан.
Тем не менее, для достижения цели, согласно которой у каждой семьи будет автомобиль, потребуется дополнительное финансирование, которое, по оценкам экспертов, составит около $18,46 миллиарда на покупку автомобилей.
Также необходимо, чтобы на внутренний рынок Узбекистана поступило 6 миллионов автомобилей для достижения уровня в 240 автомобилей на 1000 человек, что обеспечит наличие одного автомобиля на семью.
В отчете KPMG Uzbekistan также анализируются ключевые тренды, перспективы и цели развития легкового автомобилестроения в стране. Включен анализ рынка легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей и электромобилей, а также прогноз до 2029 года с учетом трех сценариев моделирования.
По оценкам экспертов KPMG Uzbekistan, к 2029 году объем продаж автомобилей на первичном рынке при консервативном сценарии может достичь 545 тысяч единиц.
Фаррух Абдуллаханов, партнер и руководитель консалтинговых услуг KPMG Uzbekistan, отметил: «В подготовленном отчете наша команда стремилась не только проанализировать текущее состояние автомобильного рынка Узбекистана, но и спрогнозировать его возможные перспективы. Для этого мы провели ряд интервью и опросов с ключевыми игроками рынка, включая производителей и дистрибьюторов».
Салтанат Сандыкбаева, партнер и руководитель отдела инвестиций и рынков капитала KPMG Uzbekistan, добавила: «Одним из ключевых факторов, способствующих росту числа автомобилей на рынке Узбекистана, стало развитие автокредитования, а также альтернативных форм финансирования, таких как лизинг и рассрочка. Мы полагаем, что эти факторы продолжат оказывать значительное влияние на увеличение продаж автомобилей в ближайшее время».
Отметим, что объем автокредитования в Узбекистане увеличился с $801 миллиона в 2021 году до $3,11 миллиарда в 2023 году.