Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) провели оценку последствий землетрясения в Турции для Узбекистана, а также проанализировали потенциал сотрудничества стран ОТГ по мониторингу природных явлений и своевременному реагированию на них.
Оценка влияния последствий землетрясения в Турции на экономику Узбекистана была проведена по таким направлениям как внешняя торговля, инвестиции, трудовая миграция и ВВП.
В 2022 году экспорт Узбекистана в Турцию ($1,5 млрд) в основном состоит из сырья (медь, цинк и пластмассы), а импорт ($1,7 млрд) из машин и оборудования, химической продукции, пигментов и фармацевтической продукции. По результатам анализа выявлены следующие изменения в товарообороте между странами:
- масштабные проекты по восстановлению регионов, пострадавших от землетрясения, могут увеличить спрос на импорт меди, цинка, пластмасс, алюминия, а также продуктов питания из Узбекистана;
- текущая ситуация может оказать негативное влияние на экспорт хлопчатобумажной пряжи в Турцию ($523,3 млн в 2022 г.), так как Кахраманмараш, который является одним из центров текстильной промышленности, сильно пострадал от землетрясения;
- текстильное производство в Узбекистане может пострадать из-за нехватки красящих пигментов и тканей, импортируемых из Турции.
Увеличение государственных расходов и резкий рост инфляции на фоне землетрясения в Турции могут повлиять на доходы трудовых мигрантов и сократить отток денежных переводов из этой страны ($230 млн в 2021 г.).
Оценка влияния землетрясения в Турции на экономику Узбекистана основана на сценариях предложенных The Thomson Reuters Trust Principles. Так, сокращение роста ВВП Турции может сократить рост ВВП Узбекистана от 0,03 п.п. до 0,1 п.п. в 2023 году.
Ярким примером является опыт Японии в 2011 году, который показал, что в периоды стихийных бедствий на первый план выходит концепция «человек против стихии». Это побуждает людей объединиться, чтобы преодолеть тяжелые последствия разрушительных катастроф:
- в страну были направлены аварийно-спасательные команды из 23 стран;
- были получены предложения о помощи от 163 стран и 43 международных организаций;
- страна получила предметы первой необходимости и пожертвования на общую сумму более 17,5 млрд. иен.
В странах ОТГ имеется значительный научный и практический потенциал по мониторингу и анализу природных явлений (землетрясения), а также по своевременному реагированию на них:
- активно развивают национальные институты по изучению и предупреждению сейсмической активности;
- налаживают взаимодействие в двухстороннем (6 соглашений) и многостороннем формате (9 соглашений) по противодействию и устранению последствий землетрясений.
Также на территории стран Центральной Азии действуют Азиатский Центр Снижения Рисков Стихийных Бедствий и Центр по чрезвычайным ситуациям и снижению риска стихийных бедствий.
По итогам исследования были подготовлены предложения по оказанию помощи Турции со стороны стран ОТГ:
1. Первоочередные меры: спасению людей и оказанию им необходимой первичной помощи.
2. Дальнейшие меры взаимодействия стран ОТГ: восстановление объектов и экономики районов, разрушенных от землетрясения.
3
Долгосрочные меры: регулярное взаимодействие по реагированию на стихийные бедствия и устранение их последствий.