Курсы валют от 30/09/2024
$1 – 12715.42
UZS – -0,17%
€1 – 14190.41
UZS – -0,02%
₽1 – 137.00
UZS – -0,44%
Поиск
Экономика 19/12/2023 Как уплата налогов влияет на развитие страны?
Как уплата налогов влияет на развитие страны?

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Одним из главных факторов, сдерживающих развитие экономики, является теневая экономика. По своему содержанию теневая экономика является результатом осознанного уклонения граждан страны от уплаты налогов, а значит и ослабления проводимой государством социальной-экономической политики. Так, теневая экономика оказывает на общество и государство такое негативное влияние как нарушение конкурентной среды, снижение качества и количества продукции, сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, а также замедление экономического роста.

Чтобы более наглядно показать негативное воздействие теневой экономики представьте общий стол на 10 человек, где качественная сервировка стоит 100 тыс. сум с каждого участника. Но, при этом деньги дают только 5 из 10 человек. В этом случае стол будет накрыт на 500 тыс. сум, но качество и количество продуктов на столе будет ниже, чем ожидалось. Получается, что отказ от оплаты половины группы приводит к получению продуктов низкого качества, что, естественно, негативно воспринимается оплатившими. 

С налогами происходит подобная ситуация: если часть граждан отказывается платить налоги и продолжает получать услуги от государства, то от этого страдают те, кто постоянно оплачивает налоги и общее качество услуг будет ниже, чем должно быть. Поэтому оплата налогов является не правом, а обязанностью гражданина государства. Сокращение теневой экономики невозможно представить без добровольного соглашения граждан выходить из тени и оплачивать налоги.

В Узбекистане на сегодняшний день доля теневой экономики по различным оценкам варьируется от 40% до 60%. Так, по данным Агентства стратегического развития в 2022 году доля теневой экономики в различных отраслях экономики страны составляла от 48% до 62%. При этом, в октябре 2023 года УзлиДеп объявила, что доля теневой экономики в Узбекистане равняется 40%. При этом основными драйверами развития теневой экономики в стране являлись такие сферы, как вторичный рынок жилья и автотранспорта, неформальная торговля, оказание услуг и другие.

Также стоит отметить, что в 2022 году численность экономически активного населения в Узбекистане равнялось почти 15 млн человек. Из них около 9 млн было занято в неформальном секторе. По расчётам ИМРИ, при условии, что заработная плата в неформальном секторе приравнивается к формальной, государственный бюджет недополучил в 2022 году 32,9 трлн сумов в виде налоговых поступлений.

С целью сокращения уровня теневой экономики в стране был принят ряд мер, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и активизацию применения цифровых решений.

Принятые меры включали снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5% в 2017 году до 1,5% в 2022 году, а также сокращение действующих видов налогов с 13 до 9 и налоговых проверок с 13 до 3. 

В результате проводимых реформ выросла предпринимательская активность населения – численность зарегистрированных субъектов предпринимательства выросла с 229,6 тыс. в 2017 году до 555,9 тыс. в 2022 году – рост в 2,4 раза.

Создание условий для развития электронной коммерции как драйвера стимулирования участников рынка к официальной регистрации в качестве предпринимателя позволило увеличить долю данного сектора в ВВП с 0,004% в 2017 году до 1,2% в 2022 году.

Как результат принятых мер, Узбекистан улучшил свои позиции в Индексе экономической свободы Фонда наследия (Heritage Foundation), в частности по субиндексу «налоговое бремя» индекс вырос с 90,7 в 2017 году до 92,8 в 2023 году (более высокий показатель – лучше), а по субиндексу «фискальное здоровье» – с 99,8 до 85,3 (более низкий показатель – лучше).

При этом стоит отметить, что оплата налогов полезна не только для государства, но и для самих граждан. Такая ситуация складывается по нескольким причинам:

Налоги финансируют различные общественные программы и услуги, такие как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, безопасность и инфраструктура. Налоги также позволяют удерживать низкую стоимость социально-значимых услуг, субсидируя некоторые сферы экономики. Например, стоимость обучения на платно-контрактной основе по всем направления обучения в государственных высших образовательных учреждениях Узбекистана в 2023/2024 учебном году не изменилась. На фоне увеличения расходов на образование, сохранение стоимости контрактов означает рост расходов государственного бюджета.

Оплата налогов также финансирует инфраструктурные проекты, научные исследования, инновации и другие мероприятия, способствующие экономическому росту. Это создает рабочие места, улучшает бизнес-климат и способствует развитию экономики в целом. 

Налоги финансируют правоохранительные органы, армию и другие институты, обеспечивающие безопасность и защиту граждан. Они помогают поддерживать порядок, предотвращать преступность и защищать права и свободы граждан.

Налоги финансируют социальные программы, такие как пенсии, пособия по безработице и помощь малоимущим. Это помогает обеспечить социальную защиту и поддержку для тех, кто находится в более уязвимом положении.

В целом, оплата налогов является необходимой составляющей функционирования государства и обеспечивает множество преимуществ для граждан в виде доступа к общественным благам, справедливого распределения доходов, экономического роста, защиты прав и безопасности, а также социальной поддержки.

С целью дальнейшего сокращения доли теневого сектора в экономики Узбекистана необходимо принять следующие меры:

1. Одним из стимулирующим фактором населения и бизнеса к добровольной уплате налогов является обеспечение прозрачной среды, в которой люди будут уверены, что их взносы используются разумно, а налоговая система является честной и справедливой:

- необходимо четко информировать население о том, как налоговые поступления используются для финансирования государственных услуг, инфраструктуры, социальных программ и развития местных сообществ;

- создать онлайн инструменты или платформу, позволяющие гражданам взаимодействовать с бюджетом, изучать распределение средств и влияние различных бюджетных решений, регулярно получать подробные отчеты о государственных расходах; 

- проведение образовательных кампаний, направленных на информирование населения о важности налогов, их вкладе в благосостояние общества и последствиях уклонения от уплаты налогов.

2. Другим направлением является общественные образовательные кампании, которые играют важнейшую роль в привлечении населения и бизнеса к пониманию важности уплаты налогов в благосостоянии общества. Для этого надо разработать четкие, понятные и доступные сообщения, объясняющие преимущества налогов для поддержки государственных услуг, инфраструктуры и социальных программ. При этом целесообразно приводить конкретные примеры государственных услуг и проектов, финансируемых за счет налоговых поступлений (школы, больницы, дороги и другие общественные объекты). 

Положительный эффект можно достичь за счет использования различных каналов коммуникации, включая социальные сети, телевидение, радио, газеты и общественные мероприятия с целью охвата различных слоев населения. 

3. Сокращение количества нелегальных торговых сделок, в частности в сфере купли-продажи автомобилей и недвижимости нотариальными конторами:

- проверка интеграции автоматизированной единой информационной системы «Нотариус» с актуальной базой данных налогоплательщиков и наличия декларации об общем годовом доходе продавца и получателя в процессе составления договоров;

- в случае расхождения между доходом и налоговыми платежами необходимо в обязательном порядке потребовать от налоговой инспекции представления декларации об общем годовом доходе (справка о соблюдении налогового законодательства).;

- применение налоговой амнистии к налогоплательщикам в случае выявления просроченных и неуплаченных налогов (возможность уплаты налогов по льготной ставке и в рассрочку на 6 месяцев).

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал