Согласно этим поправкам, впервые в стране вводится новый порядок, когда кандидатура премьер-министра Узбекистана предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в нижнюю палату парламента, или несколькими политическими партиями, получившими равное количество депутатских мест. Согласно законотворческой процедуре, документ считается принятым в целом парламентом и в виде закона направляется главе государства на подпись. В настоящий момент кандидатуру премьер-министра для утверждения в парламенте выдвигает президент. Сенат также одобрил норму, позволяющую Олий Мажлису право выражать вотум недоверия премьер-министру.
Как отметил сенатор из Каракалпакстана Серсинбай Сейтназаров, «одобренные два закона, связанные с внесением изменений и дополнений в отдельные статьи Основного закона и в некоторые законодательные акты, предоставляют большие возможности для усиления роли политических партий». «Сенаторы и депутаты местных Кенгашей народных депутатов, совместно проводили мероприятия по доведению до населения сути и содержания Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества. Сейчас дискуссии между политическими партиями и их депутатскими группами становятся все более оживленными. Новые законы помогут еще более усилить этот процесс, и после этого мы сможем увидеть активизацию деятельности политических партий в Каракалпакстане», - рассказал сенатор.
По мнению сенатора от Бухарской области Собиржона Хамроева, «установление конституционного порядка, при котором на рассмотрение и утверждение парламента вносится кандидатура Премьер-министра, выдвигаемая политической партией, одержавшей победу на выборах, а также введение института вотума недоверия Премьер-министру и другие законодательные инициативы, внесенные главой государства, являются новым этапом в реформировании и демократизации страны».
-На сессии областного Кенгаша народных депутатов, данные нововведения стали новым импульсом для повышения активности их деятельности. Если раньше политические партии были несколько пассивны в работе со своими депутатами на местах и областными структурами, то сейчас они стали более динамично проводить работу с населением и депутатами в местных представительных органах через областные партийные Кенгаши. К примеру, в Бухарской области наиболее сильные позиции занимала УзЛиДеП, то сейчас значительно повысили свою активность НДПУ и ДПУ «Миллий тикланиш, - подчеркнул С.Хамроев.
По мнению сенатора Гофуржона Мухаммедова, принятые законодательные инициативы Президента страны, позволят пересмотреть исполнительным органам свои подходы и методы в управлении, и в частности, это касается деятельности хокимов. «Сегодня люди изменились, изменилось их сознание и культура. Работать старыми методами не эффективно, надо искать новые подходы и стимулы, а также в корне поменять отношение к управлению на уровне области и районов», - отметил он.
Сенатор также добавил, что отнесение к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса права заслушивания и обсуждения отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны позволят членам верхней палаты парламента выносить социально-экономические проблемы своих регионов на обсуждение с Премьер-министром.
По словам сенатора от Ташкента Фариды Абдурахимовой, «принимаемые в ходе заседания законодательные изменения носят принципиальный характер в деле дальнейшего развития государственного устройства».
- Более того, - отмечает сенатор, - значимость нынешних законодательных реформ можно проследить на фоне повышенного внимания со стороны международной общественности. Предоставляемые права парламенту по внесению вотума недоверия правительству не только повышают авторитет представительной власти, но и ответственность исполнительной власти, а также в целом служит усилению контрольной функции парламента. В частности, возрастает роль Сената, как палаты представляющей территориальные интересы и позволяет поставить работу верхней палаты на новом качественном уровне. Здесь сенаторы не могут безразлично наблюдать за деятельностью главы исполнительной власти, они должны в своей дальнейшей работе и осуществлении парламентского контроля придерживаться региональных интересов и имеющихся проблем на местах, исходя из разного уровня социально-экономического развития областей.