Согласно процедуре отсутствия возражений МВФ, Исполнительный совет завершает консультации в соответствии со Статьей IV без проведения формального обсуждения, отмечается в сообщении МВФ.
Экономика Узбекистана хорошо перенесла мировой кризис. После активного роста в 2010 году высокий экономический рост сохранился и в 2011 году. Согласно представленным данным, рост ВВП составил 8½ процента в 2010 году и 8,2 процента в период до конца сентября 2011 года. Высокие цены на биржевые товары подталкивали экспорт Узбекистана, а продолжение государственных мер по реализации программы индустриализации и стимулированию потребления поддерживало активный внутренний спрос.
Инфляция повысилась до 13,7 процента в октябре 2011 года по сравнению с примерно 12 процентами в 2010 году.
Произошло улучшение внешнеэкономической ситуации благодаря увеличению экспорта, уменьшению финансируемого за счет ПИИ импорта и возобновлению роста денежных переводов в страну. Профицит счета текущих операций превысил 6½ процента от ВВП в 2010 году, а официальные резервы (включая внешние активы Фонда реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ)) по-прежнему превышали эквивалент стоимости импорта за год (и составляли примерно 40 процентов от ВВП).
Налогово-бюджетная политика в 2010 году была осмотрительной, и результаты исполнения бюджета в первые девять месяцев 2011 года оказались лучше запланированных. Профицит консолидированного бюджета (включая ФРРУ, куда направляется на хранение большая часть поступлений от природных ресурсов) достиг в 2010 году 4,9 процента от ВВП, увеличившись с 2,8 процента от ВВП в 2009 году, отчасти благодаря более высоким ценам на биржевые товары.
Более низкие налоговые поступления, отражающие снижение налогов на предприятия и доходы, а также использование единой налоговой ставки для малого бизнеса, более чем компенсировались широкомасштабным сокращением неприоритетных расходов. Государственный и гарантированный государством долг остается на низком уровне.
Под влиянием продолжающихся покупок иностранной валюты со стороны Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) и активного роста кредита темпы роста широкой денежной массы в 2010 году были достаточно высокими, но в 2011 году отмечалось их замедление. С целью повышения конкурентоспособности экспортного сектора официальные органы продолжали свою политику стойкого снижения курса сума.
Перспективы роста остаются хорошими, но баланс рисков смещен в неблагоприятную сторону вследствие неопределенности на глобальном уровне. Если эти риски не материализуются, персонал МВФ ожидает, что активный рост ВВП продолжится в ближайшей и среднесрочной перспективе. Экономическая активность будет поддерживаться политикой стимулирования внутреннего спроса и инвестиций, а также повышенными ценами на экспортируемые Узбекистаном биржевые товары.
Завершая консультации 2011 года с Республикой Узбекистан в соответствии со статьей IV, Исполнительные директора поддержали оценку персонала следующим образом:
Высокие темпы экономического роста в Узбекистане в последние годы являются результатом проведения осмотрительной макроэкономической политики, которая оградила страну от глобальных потрясений. Эта политика предусматривала низкие открытые позиции по отношению к мировым финансовым рынкам, накопление значительных бюджетных и внешних буферных резервов, устойчивое проведение государственных инвестиций в рамках программ с ведущей ролью государства и меры стимулирования спроса. Однако низкий рост доходов на душу населения отчасти отражает опору на снижение курса национальной валюты для поддержания конкурентоспособности, вместо глубоких реформ для повышения производительности.
Перспективы роста при базисном сценарии являются хорошими. В ближайшей перспективе прогнозируется высокий экономический рост, но инфляция вызывает обеспокоенность. В то время как движущими силами роста и далее будут оставаться меры стимулирования спроса и высокие цены на экспортируемые Узбекистаном биржевые товары, следует придать больший приоритет снижению инфляции с помощью комплекса мер макроэкономической политики, которые поддерживали бы достижение этой цели. Кроме того, неопределенные перспективы в отношении внешнеэкономической ситуации служат аргументом в пользу осмотрительности в сфере макроэкономической политики. Представляется, что Узбекистан хорошо подготовлен к тому, чтобы противостоять еще одной волне мирового кризиса, поскольку в случае необходимости он сможет задействовать крупные буферные запасы в поддержку роста.
Следует ужесточить денежно-кредитную политику за счет изъятия с рынка излишней ликвидности и уменьшения покупок иностранной валюты со стороны ЦБУ, поскольку дальнейшее накопление официальных резервов в целях предосторожности связано с высокими издержками. Персонал МВФ приветствует ужесточение денежно-кредитной политики в первые девять месяцев 2011 года.
В дальнейшем ЦБУ следует сосредоточиться прежде всего на снижении инфляции и подчинении этой цели курсовой политики, допуская больше гибкости с замедлением темпов снижения курса национальной валюты для сдерживания инфляционного давления. За счет достижения положительной ставки рефинансирования ЦБУ в реальном выражении и сужения коридора межбанковских ставок можно укрепить роль ставки рефинансирования в качестве основной ставки государственной политики. Это также облегчит процесс формирования на рынке цен на финансовые активы. В среднесрочной перспективе эти меры будут способствовать совершенствованию механизма передачи воздействия денежно-кредитной политики на экономику. Кроме того, ЦБУ следует улучшить свое информационное взаимодействие с общественностью и повысить прозрачность своих мер политики.
ЦБУ необходимо также быть готовым к адаптации своей политики к изменяющейся ситуации в мире. Если произойдет резкое ухудшение внешнеэкономических условий, может потребоваться меньшее ужесточение политики, имеющей в настоящее время адаптивную направленность, при условии формирования однозначно понижательной тенденции в темпах инфляции.
Необходимо придать приоритетное значение либерализации валютного рынка и унификации обменных курсов, чтобы устранить неявное налоговое бремя и перекосы, в том числе за счет обеспечения неограниченного доступа к иностранной валюте и предоставления рынку возможности устанавливать обменный курс.
Официальным органам следует и далее проводить осмотрительную налогово-бюджетную политику, направляя в состав сбережений все поступления, которые превышают заложенные в бюджете, и сокращая неприоритетные расходы. Впоследствии, дальнейшие сокращения налогов в 2012 году должны сопровождаться мерами по расширению налоговой базы и предотвращению сокращения поступлений. Для уменьшения инфляционного давления необходимо избежать бюджетной экспансии в 2012 году. На стороне расходов официальным органам следует сосредоточиться на совершенствовании системы социальной защиты населения и целевой помощи малоимущим.
Банковский сектор остается стабильным, но ЦБУ следует тщательно отслеживать факторы уязвимости, возникающие вследствие высоких темпов роста кредита. Показатели достаточности капитала, вероятно, останутся на высоком уровне благодаря продолжающимся вливаниям средств со стороны государства. Однако требуется поддерживать надлежащие резервные фонды на покрытие возможных убытков по ссудам, а центральному банку необходимо будет осторожно балансировать между целями повышения емкости финансового сектора и защиты финансовой стабильности. Для укрепления роли банковского сектора в экономике и повышения степени доверия к нему банки следует полностью освободить от неосновных функций, в том числе от контроля за наличными операциями их клиентов и мониторинга операций клиентов для любых целей, кроме пруденциальных.
Требуется внести дальнейшие улучшения в управление государственными финансами. В то время как в рамках государственных программ продолжают осуществляться расходы, важно сосредоточить внимание на качестве управления ими и качестве самих таких расходов, в том числе за счет введения более надежной практики государственных закупок, а также исходной оценки и мониторинга проектов. Более того, политика расходов должна формулироваться в рамках комплексных среднесрочных основ бюджета, с одновременным повышением прозрачности бюджетного процесса и исполнения бюджета.
Многолетние основы бюджета приведут к повышению доверия к нему, поскольку они будут поддерживать достижение среднесрочных бюджетных целей и налагать ограничения на проциклические меры политики.
Недавние инициативы по ускорению реформ в поддержку малого бизнеса вызывают воодушевление. Для успеха реформ принципиальное значение будет иметь их действенная реализация, и она же будет способствовать созданию рабочих мест для молодой и растущей рабочей силы, а также для высвобождения потенциала частного сектора в качестве движущей силы роста. Персонал МВФ поддерживает планы официальных органов по проведению приоритетных мер, которые будут способствовать сокращению бюрократизма и коррупции и расширению налоговой базы, в том числе таких мер, как упорядочение сбора налогов, введение электронной подачи налоговых деклараций, создание запланированной системы единого окна для прохождения таможенных процедур и строгое соблюдение нормативных положений, предусматривающих свободный доступ к наличным деньгам.
Дальнейшее стимулирование экспорта должно в большей мере опираться на развитие частного сектора, чтобы способствовать экономической диверсификации. Несмотря на некоторые успехи в диверсификации статей экспорта, Узбекистан по-прежнему зависит от экспорта биржевых товаров, на которые в 2010 году приходилось примерно 50 процентов совокупного экспорта.
Персонал МВФ считает, что дальнейшая диверсификация зависит от развития частного сектора на базе действенной реализации реформ по улучшению делового климата.
Повышение качества статистики, улучшение распространения данных и публикации докладов по стране повысят прозрачность и улучшат восприятие официальной статистики и базовой экономической политики инвесторами.
Согласно Статье IV Статей соглашения МВФ, как правило, раз в год МВФ проводит двусторонние обсуждения с государствами, являющимися его членами. Группа сотрудников МВФ посещает страну, собирает экономическую и финансовую информацию и обсуждает с официальными лицами изменения в экономике страны и ее экономическую политику. По возвращении в штаб-квартиру сотрудники готовят доклад, который служит основой для обсуждения в Исполнительном совете. После завершения обсуждения директор-распорядитель в качестве председателя Совета резюмирует мнения исполнительных директоров, и это резюме направляется официальным органам страны.