Курсы валют от 20/09/2024
$1 – 12724.84
UZS – -0,12%
€1 – 14223.83
UZS – 0,23%
₽1 – 137.11
UZS – -1,46%
Поиск
Китай 18/12/2020 Инициатива «Один пояс, один путь» останется приоритетом для Си Цзиньпина
Инициатива «Один пояс, один путь» останется приоритетом для Си Цзиньпина

 

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –Британское издание «Financial Times» опубликовало статью «Китай отступает от мира: переосмысление «проекта века» Си», в которой даётся анализ нынешнего состояния и перспектив главной во внешнеполитической стратегии КНР инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП).

В мае 2017 г. на международном форуме ОПОП, продвигая свой «проект века», председатель КНР Си Цзиньпин пообещал выделить 1 трлн. долл. на строительство инфраструктуры в развивающихся странах и профинансировать эти проекты через собственные финансовые институты.

Однако нынешняя реальность резко отклоняется от запланированного сценария лидера КНР. На сегодня прослеживается определённая смена акцентов в политике Пекина по продвижению ОПОП, что может означать сокращение объёмов государственных кредитов странам участницам инициативы, а также более тщательный подход к выбору объектов для инвестиций, исходя из их экономической обоснованности и перспектив возврата инвестируемых средств.

I. За последние годы на фоне переоценки инициативы ОПОП зарубежное кредитование КНР резко упало. С 2016 – 2019 гг. государственные банки КНР сократили зарубежное финансирование с 75 млрд. долл. до 4 млрд. долл. В период 2008 - 2019 гг. два китайских банка предоставили кредиты в размере 462 млрд. долл., что немного меньше средств, предоставленных Всемирным банком (467 млрд. долл.) за этот же период.

В сфере глобального финансирования проекта такое резкое сокращение кредитования китайскими банками равносильно «землетрясению». Если оно продолжится, то это усугубит дефицит финансирования инфраструктуры, который, по оценкам АБР, только в Азии уже составляет 907 млрд. долл. в год. В Африке и Латинской Америке, где китайское кредитование также составляет значительную часть финансирования инфраструктуры, разрыв между тем, что требуется, и тем, что имеется в наличии, также будет расти.

II. Пекин погряз в переговорах о пересмотре долговых обязательств с целым рядом стран. На сегодня 23 государства находятся в рискованной долговой зависимости от Китая по проектам ОПОП, среди которых Пакистан, Джибути, Мальдивы, Лаос, Монголия, Черногория, Таджикистан и Кыргызстан и др.

Кроме того, экономический кризис из-за последствий пандемии COVID-19 ещё больше усугубил долговое бремя стран-заёмщиков. В этой связи, реализация большинства инфраструктурных проектов «провалилась».

Дальнейшая участь многих проектов будет зависеть от способности КНР перезаключить кредитные соглашения со странами, которые в настоящее время остро нуждаются в облегчении долгового бремени.

III. КНР сокращает внешние инвестиции и концентрирует больше ресурсов внутри страны, чему способствуют следующие факторы.

Во-первых, недостаток финансовых средств, особенно в настоящее время, когда Китай вынужден концентрировать огромные финансовые ресурсы на восстановление своей экономики, сильно пострадавшей от последствий пандемии.

В частности, китайские государственные банки, являющиеся основными донорами ОПОП, заявили о приоритетности выделения кредитов внутри КНР в размере 84,5 млрд. долл.

Во-вторых, принятая Пекином стратегия «двойной циркуляции», в которой больший акцент делается на развитии внутреннего рынка, чем на торговле с внешним миром. В мае т.г. власти КНР заявили, что собираются «активно развивать преимущества сверхбольшого рынка страны и потенциал внутреннего спроса для создания новой модели развития, которая предусматривает двойную циркуляцию: внутреннюю и международную, которые будут дополнять друг друга».

В-третьих, усиливающаяся напряжённость в отношениях США и КНР. Политика администрации Д.Трампа по «разрыву связей» и санкциям заставила Пекин коренным образом переосмыслить драйверы роста и удвоить усилия, чтобы привязать экономический рост к внутреннему спросу и поддерживать внутренние инновации, чтобы обеспечить себе уверенные позиции в глобальных цепях создания стоимости. По оценкам экспертов, если государственные предприятия решат вернуться на внутренний рынок, чтобы следовать пожеланиям властей КНР, то бюджетные финансовые ресурсы для зарубежных инвестиций соответственно продолжат сокращаться. Вашингтон продолжает критиковать ОПОП для оправдания сдерживания Китая, упрекая Пекин в том, что он, предоставляя связанные государственные кредиты, навязывает для своих партнёров по проекту «долговую петлю».

В целом, отмечается, что нынешнее переосмысление Китаем своей инициативы свидетельствует о молчаливом признании того, что политика «бонусного» зарубежного кредитования была плохо продумана. Инициатива ОПОП останется приоритетом для Си Цзиньпина, куда уже вложены огромные финансовые средства, но в то же время она требует тщательной разработки механизмов долговой устойчивости и инструментов социального и экологического воздействия.

 

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал