Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Информационная система «Единый реестр социальной защиты» с октября 2019 года используется в экспериментальном порядке в Сырдарьинской области. Об этом сообщает Министерство финансов Республики Узбекистан.
В нашей стране уделяется большое внимание широкому внедрению современных информационных технологий в систему государственного управления и процессы оказания госуслуг населению для устранения излишнего бумажного документооборота и уменьшения волокиты. Актуальность и важность удаленного предоставления ряда сервисов становится особенно очевидной в период коронавирусной пандемии, когда значительная часть населения остается дома, соблюдая карантинные меры.
Среди таких государственных услуг – выплата пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей в возрасте до 14 лет, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и материальной помощи малообеспеченным семьям (далее – социальные пособия). К сожалению, при их назначении случаются проявления формализма и бюрократии. С учетом этого пришло время освободить семьи, нуждающиеся в помощи, от сбора различных справок и других подтверждающих документов.
Для устранения проблемы Министерство финансов изучило международный опыт и способы налаживания подобных процессов за рубежом. Установлено, что во многих развитых странах внедрена автоматизированная система назначения населению помощи в виде денег или продуктов. На основе этих исследований была создана информационная система (ИС) «Единый реестр социальной защиты». Ниже мы постараемся максимально подробно рассказать о ее сути и преимуществах.
Единый реестр представляет собой автоматизированную информационную систему, которая сама, без человеческого фактора определяет потребность семьи (гражданина) в назначении социальных пособий, осуществляет и контролирует выплаты, ведет учет расходов.
Для единого реестра требуются копии паспорта члена семьи (для взрослых), свидетельства о рождении (для детей) и свидетельства о регистрации брака (при наличии), которые предоставляются через органы махалли и Пенсионный фонд. Иные сведения, необходимые для определения нуждаемости семьи (о доходах членов семьи (заработной плате, пенсиях, стипендиях, имеющейся недвижимости, автотранспортных средствах, безработных и т.д.), автоматически получаются в электронном виде из других органов. Посредством системы в режиме реального времени осуществляется электронный обмен 20 видами информации с базами данных 9 министерств и ведомств - Агентства государственных услуг (отделения ЗАГСа), Министерства финансов и Пенсионного фонда, Госкомземгеодезкадастра, Государственного налогового комитета, Министерства занятости и трудовых отношений, Государственного центра персонализации, Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел и Народного банка.
Исходя из установленных законодательством критериев и норм, на основании полученных данных ИС самостоятельно назначает или отклоняет назначение социального пособия заявителю. Решение доводится до него посредством SMS-сообщения.
На следующих этапах эта система будет охватывать все виды государственной помощи нуждающимся в социальной защите в виде средств или продуктов (посещение дошкольного образовательного учреждения без внесения родительской платы, обеспечение школьников бесплатным набором учебников, предоставление бесплатных или льготных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения, выплата стартового взноса по ипотечному кредиту и другие).
1.Резко облегчается процесс подачи заявления нуждающимися. Сейчас они в зависимости от конкретного случая должны предоставлять справки о составе и доходах семьи, копии свидетельств о рождении детей, выписки из решений органов опеки и попечительства и другие документы. Нередко получение этих справок затягивается или становится невозможным по вине тех, кто должен их выдавать.
2.Назначение или отказ в назначении пособий становятся максимально прозрачными.
В настоящее время после сбора документов производится расчет доходов заявителя и членов его семьи. Его дом посещает специальная комиссия из 5 человек, которая изучает материальное и имущественное положение семьи и передает заключение в другую комиссию из 15 старейшин схода граждан махалли. Уже те принимают решение о назначении или отказе в назначении социального пособия. В этом процессе отсутствует прозрачность, большое влияние оказывает человеческий фактор. А внедрение информационной системы полностью исключит его, как описано выше.
Примечательно, что на формирование «Единого реестра» до сих пор не было потрачено ни копейки из Государственного бюджета. Все расходы покрываются из привлеченных грантовых средств представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане (610 тысяч долларов США на 2019-2021 годы). На сегодня день за счет этих средств:
а) специализированной международной компанией «Development Pathways» создана информационная система «Единый реестр»;
б) приобретено серверное оборудование, персональные компьютеры, принтеры и иная техника для экспериментальной работы в Сырдарьинской области;
в) продолжается работа по совершенствованию информационной системы и расширению ее функций.
Кроме того, до конца нынешнего года в целях дальнейшего внедрения «Единого реестра» в республике будет привлечено 5 млн долларов США от Всемирного банка. За счет этих средств будут приобретены необходимые серверные устройства и компьютерная техника для более чем 200 районных и городских отделений Пенсионного фонда, обучены ответственные сотрудники и проведена другая организационная работа.
«Единый реестр» введен в Сырдарьинской области постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 апреля 2019 года № 308. Этим постановлением утверждено временное положение о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям области через информационную систему «Единый реестр социальной защиты».
С учетом недостатков и проблем, выявленных в ходе эксперимента, информационная система еще более усовершенствована, а временное положение обновлено постановлением Кабинета Министров от 15 мая 2020 года № 286. В настоящее время готовится проект документа о поэтапном внедрении «Единого реестра» в остальных 13 регионах Узбекистана.