По состоянию на 1 сентября 2009 года обслуживанием посредством банковских карт занимаются 20 коммерческих банков, где количество держателей банковских карт составило более 3,7 млн., из которых 99% составляют физические лица, а количество платежных терминалов более 35 тыс. шт. При этом совокупный оборот по банковским картам превысил 1,4 трлн. сумов.
Проведено изучение 309 торговых точек и пунктов оказания услуг на предмет соблюдения прав потребителей, а также опрос среди более 550 субъектов предпринимательства. Результаты показали, что у 95 % предпринимателей установлены терминалы, основная доля которых используется на условиях аренды у банков. При этом размеры арендной платы составляют от 10 до 50 тыс. сумов ежемесячно. Следует отметить, что 15 до 85 % ежедневной выручки поступают через данные терминалы.
По мнению Госкомдемонополизации, высокая стоимость оборудования и услуг является одним из основных барьеров, создающих трудности для субъектов предпринимательства и других потребителей.
«Все коммерческие банки приобретают пластиковые карты, терминалы, банкоматы, инфокиоски и программное обеспечение только у компании Sercotec Select LLC (США), которая является единственным поставщиком. В ходе изучения цен на терминалы, банкоматы и программное обеспечение в других странах, установлено, что цены на аналогичное оборудование, произведенное в России, Китае и других странах в 2-5 раза дешевле, чем цены установленные компанией Sercotec Select LLC», отмечает комитет.
Банки несут ощутимые расходы на услуги Единого общереспубликанского процессингового центра (ЕОПЦ) по проведению первичной эмиссии пластиковых карт и услуги процессинга, что приводит к убыточности эмиссии банковских карт клиентам - физическим лицам для отдельных банков.
«При этом создаются неравные условия при осуществлении межбанковских транзакций, где с 4 банков (НБ ВЭД, «Халк банки», «Агробанк», «Асака банк») взимается по 0,1% вне зависимости от суммы оборота, а с остальных банков до 0,3 %», подчеркивает комитет.
Отдельные коммерческие банки не соблюдают предельные тарифы, утвержденные Центральным банком и руководством МПС «Uzcard» для обслуживания клиентов посредством пластиковых карт. «Например, если согласно утвержденному тарифу, процент за пополнение картсчета перечислением не должен превышать 1% от оборота, то АКИБ «Ипотека банк» применяет данный тариф от 2 до 6%, также для пополнения счета корпоративных пластиковых карт применяется тариф в размере от 1 до 6%, в то время как за это не должна взиматься плата», отмечает комитет.
Так же комитет отметил, нарушение при взимании платы за аренду терминала. Например, ОАКБ «Кредит-Стандарт» вместо установленных $20 взимает $25. Такая же ситуация наблюдается в ОАКБ «Микрокредитбанк», «Кишлоккурилиш банк», «Ипотека банк», НБУ и в других банках.
Одним из барьеров в развитии стало еще то что не развита конкуренция по оказанию услуг ремонта и обслуживания банкоматов и терминалов. Как отмечает комитет, всего 3 предприятия действуют на данном рынке, и одна из них OOO "Osiyo Sistemalari", занимает около 80% рынка, что дает ей возможность диктовать свои условия. Еще одно неудобство то что предприятие находится в Ташкенте, что создает проблемы в обслуживании терминалов и банкоматов в других регионах.
Некоторые банки подолгу решают вопросы о приобретении терминалов, некоторые банки взимают арендную плату, не смотря на то что предприятия приобретали терминалы за собственные средства, длительные сроки поступления денежных средств через терминалы и взимание банками комиссионных сборов при осуществлении расчетов по банковской карте негативно влияют развитие этого сегмента, отмечает комитет.
Комитетом установлены ряд нарушений при оказании услуг. Так выявлены факты завышения стоимости при реализации потребительских товаров, таких как: растительное масло, муки и других продовольственных товаров и при услуг оплате услуг таких как оплата мобильной связи. Некоторые филиалы банков отказывались принимать оплаты банковскими картами за электроэнергию, а также оплаты за обучение на контрактной основе.
Также существуют технические ограничения в существующей системе процессинга банковских карт. Например, система не позволяет принимать карты некоторые коммерческих банков через терминалы других банков, некоторые банки ввели ограничения для пользователей карт и лимит на определенную сумму или количество транзакций, отмечает комитет.
Комитет ведет работы по улучшению ситуации в этой сфере. В частности, прорабатываются вопросы по снижению цен на импортируемое оборудование и программное обеспечение, по рассмотрению возможности локализации производства терминалов, банкоматов с предоставлением местным производителям налоговых и таможенных льгот, по пересмотру тарифов на услуги, оказываемые ЕОПЦ. Также отмену комиссионных сборов, за выдачу наличности предпринимателям при осуществлении расчетов по банковским картам, по унифицированию принципа взимания комиссии за межбанковский оборот.