Указом Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2010 года №УП-4191 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы антимонопольного регулирования и развития конкуренции» предусмотрено осуществление мер по дальнейшему совершенствованию правового поля для развития в республике конкурентной среды, пресечению недобросовестной конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), в первую очередь на внутреннем потребительском рынке.
В результате эффективной государственной конкурентной политики существенным образом снизилась степень монополизации рынков товаров и услуг. За последние десять лет количество предприятий-монополистов снизилось на 75,2%. Только в течение 2004-2009 гг. доля монопольной продукции в общем объеме ВВП республики снизилась с 26 до 20,8%, что свидетельствует о дальнейшем развитии конкуренции и значительном сокращении предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. На сохраняющихся монополизированных рынках существенным образом изменилось поведение субъектов рынка и субъектная структура нарушителей антимонопольного законодательства.
Происходящие позитивные изменения в экономике республики и принятие ряда новых законодательных актов по совершенствованию системы правовой защиты, либерализации финансовой ответственности субъектов предпринимательства, сокращению и совершенствованию системы по выполнению контрольных функций обуславливают необходимость совершенствования антимонопольного законодательства.
Действующий Закон Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1996 году и ряд его норм не в достаточной степени соответствуют уровню экономического развития страны. Законом не охватываются вопросы контроля за конкуренцией на рынках финансовых услуг, что не позволяет осуществлять меры по недопущению антиконкурентных действий и действий, ограничивающих конкуренцию в данной сфере.
Аналогичная ситуация наблюдается в сфере регулирования торгов (тендеров) и биржевых торгов, где антимонопольный орган участвует в вышеназванных процессах, без наличия в действующем Законе необходимых полномочий.
Одним из направлений защиты конкуренции является предотвращение вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов государственных органов, особенно государственных органов власти на местах. В частности только за последние три года в ходе инвентаризации решений выявлено более 1000 фактов установления со стороны государственных органов власти на местах неравных условий для хозяйствующих субъектов, создания препятствий для доступа на рынок предпринимательских структур, отвлечения финансовых средств, что не содействуют развитию конкуренции.
В действующем Законе отсутствует механизм четкого разделения и категоризации основных определений, таких как «рынок», «взаимозаменяемые товары», «недобросовестная конкуренция», «дискриминационные условия», «некорректное сравнение», «монопольно высокие цены», «монопольно низкие цены», «группа лиц», «доминирующее положение». На практике это приводит к разночтению при толковании и созданию проблем в правоприменении.
Наряду с уточнением общих определений, введены новые понятия такие как, «финансовая услуга», «соответствующий рынок», «государственные органы», «антиконкурентные действия», «координация экономической деятельности», «соглашение», «согласованные действия», «экономическая концентрация» и другие. Это позволит более точно уточнить механизм и сферу применения Закона, а также определить характер правонарушения.
В связи с частым применением ключевых определений и наличия в них особых механизмов правоприменения, а также в целях обеспечения их единообразного и точного применения на практике, некоторые из них, как «доминирующее положение», «группа лиц», «монопольно высокая цена» и «монопольно низкая цена» выведены в отдельные статьи.
Проектом Закона предусмотрено изменение принципа определения «доминирующего положения» путем конкретизации и четкого определения критериев установления доминирующего положения субъекта на рынке товаров и услуг, а также снижением размера рыночной доли.
Одним из направлений антимонопольного закона является контроль за совершением сделок по приобретению акций (долей) более 35% в уставном капитале хозяйствующих субъектов с целью недопущения монополизации товарных рынков путем оказания влияния на ведение хозяйственной деятельности субъекта рынка и тем самым ограничивать конкуренцию. Согласования сделок, в связи с низким пороговым значением балансовой стоимости активов, является обременительной и существенно отвлекает ресурсы, как хозяйствующих субъектов, так и антимонопольного органа.
С принятием Указа Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2008 года №4053 «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики» размер уставных фондов акционерных обществ повысился более чем в 10 раз, что отразилось на размерах их активов и тем самым совокупная стоимость активов инвестора и эмитента, участвующих в сделках по приобретению акций или долей, значительно превышает установленный действующим Законом пороговый предел.
Разработка нового Закона направлена на устранение вышеназванных недостатков, совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, уточнение правовых основ государственной политики в этой сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на рынках товаров.
Одним из основных нововведений законопроекта является распространение антимонопольного регулирования на рынок финансовых услуг, которое продиктовано установками Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова о недостаточном уровне конкуренции на рынках финансовых услуг, в том числе на рынке банковских услуг, а также определены критерии регулирования субъектов данных рынков.
С развитием биржевых торгов высоколиквидными товарами, в том числе производимыми предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, изменяется подход к определению монопольно высокой цены. Проектом Закона предусматривается, что цена, сложившаяся по результатам биржевых торгов не является монопольно высокой.
В целях повышения эффективности антимонопольного регулирования торгов, а также обеспечения прозрачности, открытости, здоровых конкурентных условий в процессе торгов, введена отдельная глава по антимонопольному регулированию торгов (тендеров) и биржевых торгов.
Для обеспечения государственного контроля за экономической концентрацией, законопроектом вводится новая глава, регулирующая слияния, присоединения, покупку акций, имущественных прав и других сделок (действий), приводящих к усилению степени преобладания лица или группы лиц. При этом в законопроекте с целью сокращения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов с четырехтысячекратного размера минимальной заработной платы до статысячекратного размера.
Признано нецелесообразным осуществлять контроль за совершением сделок с акциями, осуществляемые участниками рынка ценных бумаг в лице инвестиционных посредников, а также при передаче акций или долей в доверительное управление, поскольку данные участники рынка не оказывают влияние на развитие конкуренции. Проектом закона предусматривается не распространение условий согласования сделок, совершаемые указанными участниками рынка, что обеспечивает расширение деятельности в данной сфере. С учетом действующего законодательства выделен контроль за совершением сделок в банковской сфере.
Введение данной нормы приведет к более эффективному подходу антимонопольного регулирования, использованию ресурсов хозяйствующих субъектов и упростит процедуру получения предварительного согласия на приобретение акций (долей) и иных имущественных прав.
Настоящим законопроектом вносятся соответствующие изменения в полномочия антимонопольного органа, исходя из новых сфер регулирования отношений на рынках товаров и финансовых услуг.
Принятие нового законопроекта обеспечит консолидацию норм, регулирующих отношения в сфере конкуренции, состоящих в настоящее время из многих отдельных подзаконных актов, что повысит прозрачность и эффективность правового регулирования отношений в этой области, а также устранит существующие в законодательстве пробелы и коллизии в сфере антимонопольного регулирования, а также обеспечит равные условия для деятельности субъектов предпринимательства, свободного перемещения товаров, свободу экономической деятельности, что является основным аспектом развития конкуренции и ее защиты на рынках товаров и услуг.
Также как было отмечено руководством страны (12.11.2010г.) на совместном заседании двух палат Парламента, в развитии конкуренции, которая лежит в основе рыночных отношений, большую роль играет антимонопольное законодательство. Однако действующий у нас Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устарел и не отвечает современным требованиям. Нам необходимо разработать и принять новый Закон «О конкуренции», в котором ввести нормы, регулирующие монополистическую деятельность не только на товарных, но также и на финансовых рынках, ввести нормы по антимонопольному регулированию биржевых торгов, упростить процедуры контроля и регулирования сделок слияния, присоединения и покупки акций.
В связи с этим, подготовлен проект Закона «О конкуренции» отражающий все нынешние вопросы в этой сфере и который представлен к вниманию общественности для получения их мнений и пожеланий.