Об этом отметил ведущий научный сотрудник Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан Улугбек Алоев, в статье опубликованном в газете «Народное слово».
В отрасли железных дорог Республики Узбекистан деятельность осуществляется ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», протяженность железных дорог которой составляет более 6 400 километров. 4 230 километров из них являются дорогами общего пользования, 932,7 километра, или около 22% дорог электрифицировано.
Компания в 2002 году за счет своих средств за короткий срок построила новую железнодорожную линию Навои — Учкудук — Султонувайстог — Нукус протяженностью 357 километров. Кроме того, в 2004 году построила единственный на этом участке в Центральной Азии мост через Амударью длиной 681 метр, в этом направлении расстояние сократилось на 300 километров, а время проезда сократилось на 5,5 часа, что сэкономило $50—$60 млн. в год.
В результате строительства этой линии открылся новый транзитный маршрут из Узбекистана в Казахстан, Россию и европейские страны без таможенных преград. Сейчас уже построены объекты инфраструктуры по этому проекту. В результате было создано более 2 тыс. новых рабочих мест.
В целях реконструкции железных дорог Государственная акционерная компания «Узбекистон темир йуллари» с 1998 по 2006 годы за счет кредитов Азиатского банка развития на $134 млн. и $500 тыс. организации ОПЕК провела реабилитацию более 660 километров дорог на участке Ташкент — Самарканд и Самарканд — Бухара. В результате этих мероприятий скорость пассажирских поездов достигла 120 км в час, была организована эксплуатация высококомфортных поездов «Регистан», «Шарк», «Насаф», связавших Самаркандскую, Бухарскую и Кашкадарьинскую области со столицей, в которых пассажирам оказывают сервисную службу, отвечающую международным стандартам.
На собственные средства ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» с привлечением кредитов крупных финансовых учреждений электрифицирована железнодорожная линия Тукимачи — Ангрен протяженностью 114 километров. В результате достигнута экономия за счет дизельного топлива в размере $2,5 млн. Ежегодная экономическая выгода составляет $6 млн.
С целью выхода на мировые рынки и повышения экспортного потенциала республики опытные рабочие и специалисты участвовали в строительстве линии Ташгузар — Бойсун — Кумкурган, спроектировали, построили и сдали в эксплуатацию линию Хайратон — Мазари-Шариф.
Строительство новой железной дороги в Исламской Республике Афганистан протяженностью 106 километров завершилось. Это создает еще большие экспортные преимущества транзита для нашей республики.