Курсы валют от 09/10/2024
$1 – 12787.03
UZS – -0,06%
€1 – 14049.11
UZS – 0,19%
₽1 – 133.05
UZS – 0,05%
Поиск
Узбекистан 03/04/2014 Фракция УзЛиДеП выразила позицию по поправкам в Конституцию
Законадательная палата Олий Мажлиса
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- На днях Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана приняла Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», внесенного на рассмотрение парламента Президентом Республики Узбекистан в порядке законодательной инициативы.

В этой связи во фракции УзЛиДеП организована встреча экспертов и специалистов в области конституционного и гражданского права по изучению положений данного Закона, который, по их общему мнению, поднимает на качественно новый уровень процессы демократического обновления и модернизации страны, сообщает пресс-служба УзЛиДеП.

Бахтиёр Якубов, руководитель фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан: Данный закон направлен, прежде всего, на дальнейшую демократизацию системы государственной власти, совершенствование конституционных механизмов реализации важнейших принципов государственного управления — обеспечение независимости и равенства законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, сбалансированности их полномочий, эффективного функционирования системы сдержек и противовесов между ними.

Если рассмотреть конституционное и политическое развитие Узбекистана за годы независимости на основе «узбекской модели» реформ, то можно убедиться в последовательном внедрении и укреплении этого важнейшего принципа демократического правового государства — принципа сдержек и противовесов в систему государственной власти и управления.

Этот принцип призван обеспечивать сдерживание и взаимоконтроль между ветвями власти, является важнейшей гарантией недопущения концентрации властных полномочий в руках одной ветви власти, необходимым условием демократического развития, поддержания законности, баланса интересов в обществе. Именно поэтому с первых дней независимости страны было уделено приоритетное значение последовательному формированию эффективной системы сдержек и противовесов в сфере государственной власти и управления.

Тулкин Турсунов, член фракции УзЛиДеП, заместитель председателя Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Законодательно палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан: В соответствии с Концепцией Президента, за истекший период был реализован комплекс мер по последовательной и системной реализации этого конституционного принципа. Так, в 2011 году в этих целях был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)». В соответствии с данным законом, во-первых, установлен принципиально новый конституционный порядок назначения Премьер-министра, в соответствии с которым кандидатура Премьер-министра выдвигается политической партией, одержавшей победу на парламентских выборах, или несколькими партиями, получившими равное количество депутатских мест.

Это привело к принципиальным изменениям в системе формирования и функционирования исполнительной ветви власти. Определяющую роль здесь начали играть политические партии, являющиеся важнейшим институтом гражданского общества. Тем самым реализуются конституционные механизмы прямого народовластия, предусмотренные Конституцией.

Во-вторых, впервые в парламентской практике учрежден институт вотума недоверия главе правительства — Премьер-министру страны. Данный институт введен в целях расширения полномочий парламента в деле осуществления контроля за выполнением законов органами исполнительной власти и призван способствовать повышению роли законодательной власти в политической системе страны, а также ответственности правительства за обеспечение неуклонного и качественного исполнения принимаемых законов.

В-третьих, исключено право Президента принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан.

В-четвертых, в стать 93 Конституции было закреплено, что Президент назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента по представлению Премьер-министра. Тем самым была выстроена цельная система исполнительной власти во главе с Премьер-министром. Важное принципиальное значение в деле углубления демократических реформ имели и другие поправки, внесенные в Конституцию в 2011 году.

В последующем, в соответствии с указанными принципиальными нововведениями в Основной закон был принят ряд значимых актов законодательства, направленных на совершенствование деятельности парламента, укрепление институтов представительной демократии, усиление роли, полномочий и контролирующих функций парламента страны как важнейшей составляющей системы сдержек и противовесов.

В частности, были внесены изменения и дополнения в законы «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О политических партиях». Теперь, без мнений и предложений фракций по законопроекту ответственный комитет не имеет права выносить по нему свое заключение. Данная норма значительно расширила права фракций по участию в работе над законопроектом на всех стадиях законотворческого процесса и позволяет им уже на этапе предварительного рассмотрения законопроекта сформировать свою позицию исходя из программных целей политических партий, интересов своего электората, отстаивать свое мнение по тем или иным положениям законопроекта. Существенно совершенствован законодательный процесс в нижней палате парламента путем расширения прав и полномочий фракций политических партий в законотворческой деятельности, усилилась их роль и ответственность в принятии законов.

Кроме того, депутатские группы политических партий на местах наделены дополнительными правами на: внесение предложений по кандидатурам председателя Кенгаша народных депутатов, его заместителей, а также членов комитетов или комиссий; заслушивание на сессиях представительных органов отчета или информации руководителя госоргана, расположенного на соответствующей территории, по вопросам их деятельности. При этом законодательно закреплено, что предложения партийных групп по вопросам, вносимым в представительные органы власти, подлежат обязательному рассмотрению.

Как видим, эти принятые законы имеют огромное значение в дальнейшем укреплении и повышении эффективности деятельности системы сдержек и противовесов как на уровне парламент и правительства, так и на уровне исполнительных и представительных органов власти на местах. Одним словом являются важным шагом на пути дальнейшего развития представительной демократии, осуществления парламентского и депутатского контроля над деятельностью госорганов.

Маъруф Усманов, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, кандидат юридических наук: Вместе с тем уровень развития национальной государственности, динамично развивающиеся процессы демократизации и либерализации общества, укрепления многопартийной системы, все более возрастающая политическая культура и общественное сознание населения страны, общественно-политическая активность граждан ставят во главу угла задачу по дальнейшей демократизации государственной власти и управления.

В рамках принятого на днях в нижней палате парламента Закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», в Основной закон вносятся поправки, закрепляющие институты парламентского и общественного контроля. В частности, статья 32 Конституции, определяющая, что граждане республики имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, дополняется нормой о том, что это право реализуется также путем развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов. Статья 78 Конституции дополняется положением, направленным на конституционное закрепление полномочий палат парламента по осуществлению парламентского контроля.

В статью 98 вносятся дополнения о том, что при рассмотрении и утверждении кандидатуры в парламенте кандидат на должность Премьер-министра представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу. Закрепляется обязанность правительства представлять парламенту ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны. Закрепляется также ответственность Кабинета Министров в своей деятельности перед парламентом и Президентом.

Эти нормы имеют важное значение в определении политическими партиями своей позиции в отношении курса и программы правительства или отдельных ее направлений, имеют исключительно важное значение в деле дальнейшего укрепления многопартийной системы и межпартийной конкуренции, межфракционной борьбы — этой важнейшей составляющей демократического общества.

Кардинальному усилению роли и значения представительных депутатских органов, их реальных возможностей в жизни общества, а также значительному повышению роли политических партий, их депутатских групп в местных Кенгашах в определении конкретных приоритетов общественно-политического и экономического развития регионов, направлены дополнения, внесенные в статью 103 Конституции. Теперь на хокима области, района и города возлагается обязанность представлять соответствующему представительному органу власти отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Как видим, эти нововведения в Основной Закон значительно расширяют возможности парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной ветви власти, значительно усиливают роль и место Парламента в системе органов государственной власти, расширяют полномочия и контрольные функции законодательной ветви власти, повышают требования к качеству законотворческой и контрольно-аналитической работы высшего представительного органа страны.

Реализация этих и других конституционных инициатив Главы государства направлены на последовательное совершенствование системы сдержек и противовесов, создание эффективных механизмов деятельности палат парламента и их взаимодействия с исполнительной властью в качественно новых демократических условиях. Последовательная их реализация создает дополнительные условия для коренного повышения роли политических партий в деле формирования органов исполнительной власти, осуществления парламентского контроля за их деятельностью.

Миродил Баратов, член Экспертного Совета при фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, доктор юридических наук: В обеспечении эффективной работы системы сдержек и противовесов имеет важное значение сбалансированное распределение полномочий между ветвями власти, обеспечение их самостоятельности, состоятельности и, соответственно, ответственности, согласованное функционирование и взаимодействие в достижении задач, стоящих перед обществом и государством.

Одно из важнейших новшеств принятого Закона связано с передачей части полномочий Президента Премьер-министру, уточнение и расширение полномочий и прав Кабинета Министров в целом. В частности, на Кабинет Министров возлагается ответственность за проведение эффективной экономической, социальной, финансовой, денежно-кредитной политики, разработку и реализацию программ по развитию науки, культуры, образования, здравоохранения и других отраслей экономики и социальной сферы. Кабинет Министров координирует и направляет работу органов государственного и хозяйственного управления, обеспечивает контроль за их деятельностью в установленном законом порядке.

В Законе уделено особое значение обеспечению стабильности, преемственности в системе государственного управления, усилению гарантий независимого функционирования исполнительной власти. Так, положение статьи 98 Конституции, предусматривающее, что действующий Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом, дополняется нормой о том, что правительство при этом продолжает свою деятельность до формирования нового состава Кабинета Министров в соответствии с решением Президента страны.

В этих же целях пункт 10 статьи 93 Конституции, устанавливающий, что Премьер-министр освобождается от должности Президентом, дополняется положением о том, что это полномочие Президента может быть реализовано только в случае отставки, выражения вотума недоверия Премьер-министру, принятого палатами парламента, либо в других случаях, предусмотренных законом.

Абдулхай Муминов, член Экспертного Совета при фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, кандидат юридических наук: Необходимо особо отметить, что система сдержек и противовесов развивалась и развивается в нашей стране последовательно, поэтапно, на основе принципа преемственности с учетом уровня развития общественно-политических, социально-экономических отношений, зрелости государственных, политических институтов.

Практика государственного строительства некоторых зарубежных стран показывает, что форсирование демократических реформ, поспешный переход к парламентской форме правления привели к дестабилизации общественно-политической обстановки в этих странах, подрыву самих основ государственности, демократических ценностей в сознании граждан. Можно отметить, что некоторые страны несколько раз переходили от однопалатной — к двухпалатной, а затем и обратно.

Еще один из важнейших задач обеспечения устойчивого развития общества и государства связано с обеспечением соответствия принимаемых законов и норм темпам и потребностям осуществляемых реформ. При этом механизм сдержек и противовесов в нашей стране четко просматривается и в процессе законотворческой деятельности. Так, в соответствии со статьей 84 Конституции закон приобретает юридическую силу лишь тогда, когда он принимается парламентом, подписывается и обнародуется Президентом. Президент наделен правом вето. Он вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис. Однако в случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством, то есть не менее двух третей голосов от общего числа парламентариев, закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом.

В законодательстве установлены случаи, когда законопроекты, вносимые на рассмотрение парламента, в обязательном порядке подлежат согласованию с органами исполнительной власти. Такая формула обеспечивает высокий демократизм законотворческого процесса, определяет исключительную роль законодательной власти в формировании законодательной базы государственного управления, проводимых в стране реформ.

В целом участники мероприятия подчеркнули, что поправки, вносимые в Конституцию страны, продиктованы самой логикой политического и конституционного развития Узбекистана, ставят во главу угла задачи по глубокому пересмотру деятельности органов исполнительной власти, палат парламента, представительных органов власти на местах. Безусловно, все это будет способствовать эффективному решению задач, стоящих перед органами государственной власти, успешному проведению общественно-политических, социально-экономических реформ и, в конечном итоге, обеспечению интересов и благосостояния каждого гражданина, общества в целом.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал