Курсы валют от 27/11/2024
$1 – 12820.47
UZS – 0,04%
€1 – 13470.47
UZS – 0,21%
₽1 – 122.26
UZS – -1,0%
Поиск
Экономика 26/08/2024 Fitch подтвердило рейтинг Узбекистана на уровне 'BB-'

Fitch подтвердило рейтинг Узбекистана на уровне 'BB-'

(photo Fitch)

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (IDR) Узбекистана в иностранной валюте на уровне 'BB-' с «Стабильным» прогнозом.

Рейтинг поддерживается относительно низким уровнем государственного долга, значительными фискальными и внешними буферами, высоким устойчивым ростом ВВП и прогрессом в реформах, направленных на либерализацию экономики. Эти факторы уравновешиваются низким уровнем

ВВП на душу населения, слабым, но улучшающимся управлением, высокой зависимостью от сырьевых товаров и долларизацией финансовой системы, а также значительным, хотя и уменьшающимся, присутствием государства в экономике.

В начале этого месяца официальные данные по ВВП были пересмотрены для лучшего учета неформальной экономической активности, что привело к увеличению уровня ВВП 2023 года на 11,8%. Это основанное на опросах исследование было проведено совместно с МВФ, а наибольшие корректировки были связаны с повышением учёта строительной деятельности и работы ресторанов. Fitch понимает, что правительство не намерено ослаблять планируемую фискальную корректировку, несмотря на улучшение исходной позиции дефицита бюджета 2023 года на 0,5% ВВП из-за увеличения номинального ВВП.

Консолидированный фискальный дефицит (включая внебюджетные счета, Фонд реконструкции и развития Узбекистана и расходы, финансируемые из внешних источников) увеличился на 0,1% ВВП в годовом исчислении в первом полугодии 2024 года, после того как в 2023 году недовыполнение цели составило 2,5 п.п. Fitch прогнозирует улучшение фискального баланса во втором полугодии 2024 года с дефицитом за весь год на уровне 4,2% ВВП (с 4,9% в 2023 году), что на 0,7 п.п. выше цели (без учета недавнего пересмотра ВВП). Агентство ожидает сокращения дефицита до 3,4% ВВП в 2025 году, частично отражая эффект либерализации тарифов на энергию в мае 2024 года, компенсирующий дальнейший рост расходов на обслуживание долга, и до 3,0% в 2026 году, что все еще выше медианного значения для рейтинга 'BB' на уровне 2,4%.

Fitch прогнозирует, что соотношение долга к ВВП общего правительства (включая внешние гарантии), которое увеличилось на 2 п.п. в 2023 году до 32,5%, останется в основном стабильным, составив 32,1% к концу 2026 года, что значительно ниже медианного значения для рейтинга 'BB' на уровне 53,6%. Около 90% государственного долга номинировано в иностранной валюте, но внешний долг имеет достаточно долгий средний срок погашения — 9,2 года, и 87% этого долга является концессионным.

Депозиты центрального правительства значительны и составляют 13,1% ВВП на конец первого полугодия 2024 года, хотя и снизились с 26,5% ВВП на конец 2020 года, и агентство прогнозирует их снижение до 10% к концу 2026 года. Был достигнут прогресс в укреплении управления государственными финансами, включая мониторинг рисков, связанных с государственно-частными партнерствами, объем обязательств по которым составил 20% ВВП на конец 2023 года, и рисков по негарантированному долгу государственных предприятий (25,6% ВВП, включая частный внешний долг государственных банков).

ВВП вырос на 6,4% в первом полугодии 2024 года, чему способствовал резкий рост инвестиций и увеличение реальной заработной платы на 8,6%, и мы прогнозируем рост на 6,2% за весь год (6,3% в 2023 году). Fitch прогнозирует замедление роста ВВП до 5,5% в 2026 году, поскольку фискальная консолидация и охлаждение инвестиций компенсируют поддержку за счет снижения инфляции. Это близко к трендовому уровню, который усиливается за счет ежегодного прироста населения на 2%, и выше медианного значения для рейтинга 'BB' на уровне 3,5% в 2026 году. Существует значительная экономическая зависимость от России, на которую приходится 13% экспорта и 21% импорта, усугубляемая заключенным в прошлом году соглашением о начале импорта природного газа, но Узбекистан продолжает сотрудничество по вопросам соблюдения западных санкций.

Дефицит текущего счета (CAD) увеличился в 2023 году до многолетнего максимума в 7,7% ВВП, отчасти из-за разовых инвестиций в оборудование и фискального ослабления. Fitch прогнозирует сокращение дефицита текущего счета до 6,2% в 2024 году благодаря росту денежных переводов на 32% за первые семь месяцев 2024 года и до 4,7% в 2026 году. Fitch предполагает, что чистые прямые иностранные инвестиции вырастут до 2,5% ВВП, отражая сильный инвестиционный потенциал, особенно в энергетическом секторе. Fitch прогнозирует, что валютные резервы сократятся до 7,8 месяцев текущих внешних платежей в 2026 году с 8,8 месяцев в 2023 году, что все еще значительно выше медианного значения для рейтинга 'BB' на уровне 4,5 месяцев, а чистая позиция внешнего кредитора ухудшится на 15 п.п. в 2023-2026 годах до 3,6% ВВП.

В последние годы был достигнут значительный прогресс в экономических реформах, включая прошлогоднюю приватизацию Ипотека-банка и повышение цен на энергоносители для предприятий в октябре 2023 года и для домохозяйств в мае 2024 года. Планы по приватизации двух других крупных банков, Асака и Узпромстройбанк, продвигаются, хотя и медленнее, чем предполагалось. Общий рейтинг управления Всемирного банка для Узбекистана улучшился на 9,6 п.п. с 2020 года, а переговоры о присоединении к ВТО ускорились. Доля субсидируемого государством кредитования сократилась до 12% от новых кредитов в июне, с 17% на конец 2023 года, но все еще составляет 28% от общего объема, что препятствует передаче сигналов монетарной политики.

Инфляция увеличилась до 10,5% в июле, с 8,1% в апреле, из-за повышения цен на энергоносители, но базовая инфляция продемонстрировала снижение (на 2,6 п.п. в этом году), а инфляционные ожидания домохозяйств также снизились с 13,6% на конец 2023 года до всё еще высокого уровня 12%. Fitch прогнозирует, что инфляция в среднем составит 9,5% в 2024 году, 8% в 2025 году и 5,8% в 2026 году, что выше целевого уровня инфляции Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) в 5% и прогнозируемого медианного значения для рейтинга 'BB' на уровне 3,5% в 2026 году. ЦБУ снизил ключевую ставку в июле впервые с марта 2023 года на 50 базисных пунктов до 13,5%, и Fitch ожидает дальнейшего смягчения, согласующегося с нейтральной реальной процентной ставкой около 3%.

Сектор умеренно прибыльный, с рентабельностью капитала в 11% в июне 2024 года, имеет солидное соотношение капитала первого уровня к активам, взвешенным по риску, на уровне 13,9% и довольно низкое нормативное соотношение проблемных кредитов на уровне 4%, хотя Fitch считает, что фактический уровень проблемных кредитов значительно выше (более 10% от кредитов сектора на конец 2023 года). Ужесточение макропруденциальной политики помогло снизить рост кредитования до 18,5% в июне с пикового значения в 27% в августе 2023 года, вызванного резким ростом кредитов домохозяйствам. Долларизация депозитов снизилась на 9 п.п. с 2021 года до 30% в июне, что все еще выше медианного значения для рейтинга 'BB' на уровне 27%, в то время как долларизация кредитов снижалась более постепенно до 42,1%.

Узбекистан имеет экологические, социальные и управленческие (ESG) баллы значимости (RS) '5' как по показателю политической стабильности и прав, так и по показателю верховенства закона, институционального и регуляторного качества и контроля коррупции. Эти оценки отражают высокую значимость, которую индикаторы управления Всемирного банка (WBGI) имеют в модели Fitch суверенного рейтинга. Низкий рейтинг Узбекистана по WBGI находится на 28-м процентиле, что отражает относительно слабые права на участие в политическом процессе, слабую институциональную способность, неравномерное применение верховенства закона и высокий уровень коррупции.
 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал