Курсы валют от 04/10/2024
$1 – 12741.02
UZS – -0,13%
€1 – 14062.26
UZS – -0,45%
₽1 – 134.38
UZS – -0,5%
Поиск
Финансы 28/11/2016 Fitch: госбанки Узбекистана остаются стабильными
Fitch: госбанки Узбекистана остаются стабильными
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Fitch Ratings опубликовало новый отчет, в котором отмечает, что кредитоспособность узбекских банков в госсобственности остается стабильной, а их долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») зависят от суверенной поддержки.

Способность государства предоставлять поддержку подкрепляется устойчивостью экономики Узбекистана к спаду в регионе и умеренным снижением политических рисков после гладкого перехода власти. В то же время экономика страны остается уязвимой к внешним шокам, так как в ее экспорте доминируют сырьевые товары и отмечается концентрация по нескольким странам, а внешние финансы в значительной степени поддерживаются переводом средств гражданами Узбекистана, работающими за рубежом.

Качество активов банков, согласно отчетности, является стабильным. Узпромстройбанк и банк Асака имели низкие показатели неработающих кредитов, составлявшие менее 2% (полностью покрывавшиеся резервами), на конец 2015 г., за счет сфокусированности на экспортоориентированных энергетической и автомобильной отраслях и высокой доли заемщиков в государственной собственности, при том что некоторые крупные кредиты также имеют гарантии от государства. Агробанк тоже имел низкий показатель неработающих кредитов, но его качество активов остается ослабленным ввиду незарезервированной проблемной дебиторской задолженности (8% от всех активов), обусловленной, как утверждалось, мошенничеством в 2010 г., и существенных непрофильных/взысканных активов. У Микрокредитбанка показатель неработающих кредитов был высоким на уровне 10% на конец 2015 г., но снизился до приемлемых 2% к концу 3 кв. 2016 г. ввиду восстановления финансовых показателей заемщиков.

Капитализация является сильной у Узпромстройбанка (основной капитал по методологии Fitch/активы, взвешенные с учетом риска, в 16,8% на конец 2015 г.), умеренной у банка Асака (основной капитал по методологии Fitch/совокупные активы, в 10,3%) и Микрокредитбанка (основной капитал по методологии Fitch/активы, взвешенные с учетом риска, в 13,6% с корректировкой на незарезервированные неработающие кредиты) и слабой у Агробанка (5,1% с корректировкой на незарезервированную проблемную дебиторскую задолженность). Агробанк получил капитал в размере 50 млрд. сумов (равный 2% от активов, взвешенных с учетом риска, на конец 2015 г.) от государства в 1 пол. 2016 г., что должно улучшить показатель основного капитала банка по методологии агентства до более приемлемых 6,3% на конец 2016 г. с учетом лишь умеренного ожидаемого роста кредитования на 13% в течение года.

Генерирование капитала за счет прибыли является приемлемым у Узпромстройбанка и банка Асака (доходность на средний капитал (ROAE) в 10% и 12% соответственно) и слабой у Агробанка (2%) и Микрокредитбанка (1%), что отражает преимущественно директивный характер их деятельности и достаточно слабую операционную эффективность (в частности у Агробанка и Микрокредитбанка).

Ликвидность является комфортной у Узпромстройбанка и банка Асака ввиду хорошего запаса прочности (на конец 1 полугодия 2016 г. ликвидные активы за вычетом краткосрочных погашений составляли около 30% и 36% от клиентских депозитов соответственно), и более низкой у Агробанка и Микрокредитбанка, поскольку эти два банка имеют высокую зависимость от краткосрочных межбанковских заимствований.

Основным источником фондирования у банков являются клиентские депозиты, а также государственные и квазигосударственные структуры. Концентрация по вкладчикам является высокой у Узпромстройбанка и банка Асака, в то время как у Агробанка и Микрокредитбанка депозиты более диверсифицированы. Fitch ожидает, что клиентское фондирование будет иметь ограниченную волатильность – ввиду устойчивого предыдущего роста – несмотря на то что депозиты в основном являются краткосрочными. Узпромстройбанк является единственным банком с существенными заимствованиями от международных финансовых организаций (19% обязательств). В то же время краткосрочные выплаты зарубежного долга у Узпромстройбанка являются небольшими (менее 2% от всех обязательств во 2 пол. 2016 г. – 2017 г.) и увязаны с погашением кредитов.

РДЭ, рейтинги поддержки и уровни поддержки долгосрочных РДЭ четырех банков по-прежнему подкрепляются потенциалом получения поддержки от властей Узбекистана. Fitch полагает, что власти будут иметь высокую готовность оказать поддержку в случае необходимости, принимая во внимание мажоритарные доли в собственности государства, системную значимость банков (в меньшей степени для Микрокредитбанка), строгий надзор за их деятельностью и роль банков в проводимой политике. Fitch считает, что готовность государства предоставлять поддержку в национальной и иностранной валюте является в целом одинаковой, поскольку объем валютного долга является ограниченным у банка Асака, Агробанка и Микрокредитбанка, в то время как существенная часть внешнего финансирования у Узпромстройбанка уже покрывается государственными гарантиями.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал