Показатели сектора подкрепляются устойчиво сильным экономическим ростом, обусловленным благоприятной конъюнктурой экспортных рынков и сильной в настоящее время финансовой позицией суверенного эмитента, которая поддерживает в значительной мере централизованную экономику.
В то же время кредитоспособность банков остается под давлением со стороны существенного директивного кредитования и инвестирования, ограничений на конвертацию валюты и денежные операции, слабого корпоративного управления и повышенных кредитных рисков ввиду низкой прозрачности заемщиков из сегмента малого и среднего бизнеса.
ВВП Узбекистана продолжал демонстрировать сильный рост, составивший около 8% в 2012 г., который поддерживается за счет доходов от экспорта сырьевых товаров, переводов средств гражданами, работающими за рубежом (в основном из России), и крупной государственной инвестиционной программы. В конце 2012 г. государственный баланс оставался сильным. Так, госдолг по оценкам равнялся 8,6% ВВП, бюджетный профицит составлял 4,7% ВВП, а счет текущих операций был положительным на уровне 2,7% ВВП. Накопленные валютные резервы, по оценкам МВФ, приближались к $18 млрд. (40% ВВП). Однако экономика страны подвержена рискам в случае внешних шоков на сырьевых рынках, а также потенциальных ухудшений у крупных торговых партнеров (Россия, Китай и Казахстан).
Темпы роста банковского сектора стали более умеренными – 16%-20% (с корректировкой на инфляцию) в 2011-2012 гг. – и, вероятно, останутся в этом диапазоне в течение 2013 г. Данный момент вместе с по-прежнему низким уровнем проникновения кредитования (отношение «кредиты/ВВП» равнялось 23% в конце 2012 г.) частично смягчает давление на качество активов. Доля обесцененных кредитов в секторе размывается новыми кредитами и составила согласно оценкам 8,3% в конце 2012 г. по сравнению с 11,9% в конце 2011 г. При этом отмечается, что показатели качества активов остаются в высокой степени цикличными, и возможны значительные риски ухудшения ситуации в случае замедления экономики.
Риски ликвидности в системе сглаживаются за счет консервативной структуры активов и преимущественно внутренней базы фондирования. Почти три четверти заемного финансирования приходится на клиентские счета (в основном корпоративные) и средства от Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее – «Фонд»). Отношение кредитов к этим двум стабильным источникам фондирования было комфортно ниже 90% на конец 2012 г. Роль Фонда в финансировании банковского сектора может увеличиться, поскольку его уставной капитал должен достигнуть 15 млрд. долл. к 2015 г., что сопоставимо с текущим объемом банковского сектора.
Внешние заимствования по-прежнему составляют менее 10% от обязательств сектора и в значительной мере предоставлены международными организациями развития для сделок проектного финансирования, осуществляемых при содействии государства, по которым, как правило, происходит более быстрая валютная конвертация. Забалансовые обязательства в иностранной валюте (аккредитивы), по которым сроки конвертации могут быть длиннее, оценивались в $2 млрд. на конец 2012 г.
Капитализация снижается относительно имевших место ранее консервативных уровней, но оставалась адекватной на конец 2012 г. при отношении собственный капитал/активы оценивавшемся в 11%, а собственный капитал/кредиты на уровне 19%. На качестве капитала в определенной степени сказываются вложения в непрофильные/нефинансовые активы, хотя в целом они оставались управляемыми.
По оценкам Fitch, доступный капитал и резервы под обесценение вместе обеспечивали максимальные возможности по абсорбированию убытков на уровне 12% от кредитного портфеля сектора на конец 2012 г., указывая на лишь небольшую устойчивость системы в случае стрессовых сценариев. Генерирование капитала за счет прибыли оставалось на невысоком уровне около 10% среднего собственного капитала, что не соответствует темпам роста активов и свидетельствует о зависимости сектора от регулярных взносов капитала.
РДЭ в иностранной валюте у рейтингуемых агентством банков в Узбекистане по-прежнему сдерживались уровнем «B-», что обусловлено ограничениями валютного регулирования. Долгосрочные РДЭ в национальной валюте у банков в госсобственности на один уровень выше («B»), отражая более значительную вероятность государственной поддержки в узбекских сумах, и эти рейтинги, вероятно, будут изменяться в соответствии с оценкой агентством суверенной кредитоспособности.
Потенциал повышения рейтингов устойчивости банков (в основном находятся на уровне «b-») в настоящее время ограничен, в то время как давление в сторону понижения может возникнуть в случае ухудшения качества активов у банков (в частности, если произойдет замедление экономики), убытков в результате операционных рисков или увеличения непрофильных активов, если это не будет компенсировано новыми взносами капитала.