Курсы валют от 23/12/2024
$1 – 12893.07
UZS – 0,14%
€1 – 13386.87
UZS – -0,15%
₽1 – 125.96
UZS – 0,97%
Поиск
Экономика 10/02/2023 EY выпустила отчет по результатам ежегодного обзора заработных плат и компенсаций в Узбекистане
EY выпустила отчет по результатам ежегодного обзора заработных плат и компенсаций в Узбекистане

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Компания EY выпустила отчет по результатам ежегодного обзора заработных плат и компенсаций за 2022/2023 гг. в Узбекистане, в котором приняли участие компании из различных отраслей экономики, таких как банковский сектор, ИТ и телекоммуникации, потребительские товары, химико-фармацевтическая отрасль и другие. 

Результаты обзора показали, как повлияли глобальные рыночные изменения на вознаграждение сотрудников и кадровые политики в Узбекистане.

Исследование демонстрирует развернутую информацию по уровням заработных плат в разрезе должностей и регионов, премированию и льготам, а также кадровым политикам и практикам.  

Изменения уровня заработных плат

За последние три года EY отмечает стабильный рост уровней вознаграждения сотрудников.

По результатам Обзора, в 2022 году более 70% компаний-участниц повысили уровень заработных плат. Средний процент роста по отношению к прошлому году не изменился и составил 20%.

Однако, если сопоставить заложенный работодателями процент повышения в 2021 году (12.5%), то можно заметить, что показатель реального роста (20%) обошел планируемый за год практически в два раза. Данный факт может демонстрировать попытку работодателей своевременно отвечать на вызовы мировой экономики и глобальный рост инфляции, а также стремление оказать максимальную поддержку своим сотрудникам в условиях неопределенности. 

Следует отметить, что по прогнозу на 2023 г. наблюдается небольшое замедление уровня роста заработных плат: работодатели планируют увеличить размер вознаграждения сотрудников на 16%. Тем не менее, учитывая опыт прошлого года, можно предположить, что вышеописанные планы будут, вероятнее всего, скорректированы.

Переменная часть вознаграждения

Помимо базовой заработной платы, среди компаний-участниц Обзора 2022/2023 гг. широко распространено использование премий по результатам работы. Согласно результатам обзора, более 60% компаний выплачивают премии по результатам работы.

Внедрение программ премирования позволяет добиться максимальной производительности за счет четкой постановки задач и контроля результатов, а также играет важную роль в повышении морального духа и мотивации сотрудников.

Популярность набирают программы произвольного премирования – тип премирования без регламентированных принципов расчета и без привязки к определенным целям. Данный вид обычно используется компаниями для вознаграждения выдающихся результатов и сверхусилий сотрудников. По сравнению с прошлым годом, количество компаний, которые выплачивают произвольные премии, увеличилось в 2 раза.  

Последний год на рынке труда Узбекистана также наблюдается рост интереса работодателей к нематериальному вознаграждению сотрудников 

По данным Обзора, около 40% компаний активно используют различные виды нематериальных льгот: благодарственные письма, грамоты, доски почета и награждения «сотрудников месяца/года». Отдельное внимание стоит уделить брендированным вещам компании или так называемому «мерчу», так как данный вид поможет не только выразить признательность сотруднику за его вклад в работу, но и может повысить узнаваемость компании и повлиять на бренд работодателя на рынке труда.

Более того, в настоящее время существует достаточно богатый выбор альтернативных практик по нематериальной мотивации. Это могут быть и специальные дни, как день йоги или фруктов в офисе, корпоративный детский сад, внедрение программы «приведи ребенка на работу», дополнительные дни отдыха за счет компании и другие.

Дополнительные льготы 

В дополнение к классическим видам вознаграждения сотрудников, все больше компаний стараются уделять особое внимание дополнительным льготам. Данный тренд также подтверждается значительным ростом доли расходов на социальные программы и льготы в общем бюджете на персонал компании. Если в 2021 году этот показатель в среднем составлял 3%, то по результатам нового выпуска обзора в 2022 году, увеличился до 7,1%, отмечает EY.

По-прежнему самыми распространенными льготами остаются: подарки детям к Новому году (84%), компенсация расходов на мобильную связь (78% компаний), стоянка для автомобилей сотрудников рядом с офисом компании (52%) и организация питания сотрудников (41%). 

В 2022 году повысилась популярность организации занятий спортом для сотрудников, в рамках которой работодатели предоставляют абонемент и/или скидки в фитнес-клубы, организуют спортивные мероприятия, а также арендуют спортивные сооружения для своих сотрудников. При сравнении с показателями обзора прошлого года, количество компаний, которые предлагают в качестве льготы организацию спортивных занятий, увеличилось практически в 3 раза: с 10 до 27% компаний. 

В целом, хорошо продуманная и разнообразная система дополнительных льгот может стать источником ряда преимуществ для компании, от роста конкурентного преимущества до повышения продуктивности сотрудников и прибыли организации. 

Исследование проведено специалистами EY Анной Боровковой, Вероникой Хан, Залиной Бяссовой и Марией Савченко под руководством Владимира Фесенко, партнера EY, руководителя направления консультационных услуг по управлению персоналом.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал