Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Компания EY выпустила отчет по результатам ежегодного обзора заработных плат и компенсаций за 2022/2023 гг. в Узбекистане, в котором приняли участие компании из различных отраслей экономики, таких как банковский сектор, ИТ и телекоммуникации, потребительские товары, химико-фармацевтическая отрасль и другие.
Результаты обзора показали, как повлияли глобальные рыночные изменения на вознаграждение сотрудников и кадровые политики в Узбекистане.
Исследование демонстрирует развернутую информацию по уровням заработных плат в разрезе должностей и регионов, премированию и льготам, а также кадровым политикам и практикам.
Изменения уровня заработных плат
За последние три года EY отмечает стабильный рост уровней вознаграждения сотрудников.
По результатам Обзора, в 2022 году более 70% компаний-участниц повысили уровень заработных плат. Средний процент роста по отношению к прошлому году не изменился и составил 20%.
Однако, если сопоставить заложенный работодателями процент повышения в 2021 году (12.5%), то можно заметить, что показатель реального роста (20%) обошел планируемый за год практически в два раза. Данный факт может демонстрировать попытку работодателей своевременно отвечать на вызовы мировой экономики и глобальный рост инфляции, а также стремление оказать максимальную поддержку своим сотрудникам в условиях неопределенности.
Следует отметить, что по прогнозу на 2023 г. наблюдается небольшое замедление уровня роста заработных плат: работодатели планируют увеличить размер вознаграждения сотрудников на 16%. Тем не менее, учитывая опыт прошлого года, можно предположить, что вышеописанные планы будут, вероятнее всего, скорректированы.
Переменная часть вознаграждения
Помимо базовой заработной платы, среди компаний-участниц Обзора 2022/2023 гг. широко распространено использование премий по результатам работы. Согласно результатам обзора, более 60% компаний выплачивают премии по результатам работы.
Внедрение программ премирования позволяет добиться максимальной производительности за счет четкой постановки задач и контроля результатов, а также играет важную роль в повышении морального духа и мотивации сотрудников.
Популярность набирают программы произвольного премирования – тип премирования без регламентированных принципов расчета и без привязки к определенным целям. Данный вид обычно используется компаниями для вознаграждения выдающихся результатов и сверхусилий сотрудников. По сравнению с прошлым годом, количество компаний, которые выплачивают произвольные премии, увеличилось в 2 раза.
Последний год на рынке труда Узбекистана также наблюдается рост интереса работодателей к нематериальному вознаграждению сотрудников
По данным Обзора, около 40% компаний активно используют различные виды нематериальных льгот: благодарственные письма, грамоты, доски почета и награждения «сотрудников месяца/года». Отдельное внимание стоит уделить брендированным вещам компании или так называемому «мерчу», так как данный вид поможет не только выразить признательность сотруднику за его вклад в работу, но и может повысить узнаваемость компании и повлиять на бренд работодателя на рынке труда.
Более того, в настоящее время существует достаточно богатый выбор альтернативных практик по нематериальной мотивации. Это могут быть и специальные дни, как день йоги или фруктов в офисе, корпоративный детский сад, внедрение программы «приведи ребенка на работу», дополнительные дни отдыха за счет компании и другие.
Дополнительные льготы
В дополнение к классическим видам вознаграждения сотрудников, все больше компаний стараются уделять особое внимание дополнительным льготам. Данный тренд также подтверждается значительным ростом доли расходов на социальные программы и льготы в общем бюджете на персонал компании. Если в 2021 году этот показатель в среднем составлял 3%, то по результатам нового выпуска обзора в 2022 году, увеличился до 7,1%, отмечает EY.
По-прежнему самыми распространенными льготами остаются: подарки детям к Новому году (84%), компенсация расходов на мобильную связь (78% компаний), стоянка для автомобилей сотрудников рядом с офисом компании (52%) и организация питания сотрудников (41%).
В 2022 году повысилась популярность организации занятий спортом для сотрудников, в рамках которой работодатели предоставляют абонемент и/или скидки в фитнес-клубы, организуют спортивные мероприятия, а также арендуют спортивные сооружения для своих сотрудников. При сравнении с показателями обзора прошлого года, количество компаний, которые предлагают в качестве льготы организацию спортивных занятий, увеличилось практически в 3 раза: с 10 до 27% компаний.
В целом, хорошо продуманная и разнообразная система дополнительных льгот может стать источником ряда преимуществ для компании, от роста конкурентного преимущества до повышения продуктивности сотрудников и прибыли организации.
Исследование проведено специалистами EY Анной Боровковой, Вероникой Хан, Залиной Бяссовой и Марией Савченко под руководством Владимира Фесенко, партнера EY, руководителя направления консультационных услуг по управлению персоналом.