Мероприятие стало хорошей возможностью для специалистов обменяться мнениями о ходе демократических реформ в Узбекистане, перспективах реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, предложенной президентом И.Каримовым на совместном заседании палат парламента 12 ноября 2010 года.
В работе форума приняли участие эксперты из США, Великобритании, Германии, Японии, Италии, Сингапура и Украины, представители международных организаций и дипломатических миссий в Ташкенте, а также члены Сената и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, представители гражданских институтов Узбекистана.
Как отмечали участники, реформы в Узбекистане характеризуются поэтапностью, системностью и последовательностью проводимых преобразований, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью изменений в экономической, политической, гуманитарной и иных сферах. Предложения Президента Узбекистана Ислама Каримова по дальнейшему углублению демократических реформ и формированию гражданского общества ознаменуют новый этап в демократическом развитии страны, будут способствовать её вхождению в число развитых демократических государств мира.
Большое внимание эксперты уделили качеству и эффективности реформ, проводимых в Узбекистане. По словам представителя Германо-узбекского общества дружбы, бывшего заместителя директора академии «Deutsche Welle» Ф.Лемке, «демократические и экономические реформы, осуществляемые в Узбекистане под руководством Ислама Каримова, непосредственно связаны с развитием гражданского общества. Все преобразования свидетельствуют о демократизации страны в целом. Это не только политика главы государства, но и политика, поддерживаемая народом. Конечно, немаловажную роль в этом играет принятие соответствующих законов, но все же главная роль отводится широкой общественности».
«Время доказало, что Узбекистан избрал правильный путь построения демократического государства», - отметил старший научный сотрудник Института политических исследований при Национальном университете Сингапура Ли Юнг Юнг. «Ваша страна, уверенно идущая по пути построения сильного гражданского общества, за последние годы достигла в этом колоссальных позитивных результатов. Каждый раз, приезжая в Узбекистан, я еще раз убеждаюсь в последовательности реформ, проводимых в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. Эта последовательность, поэтапность, взаимоувязанность демократических преобразований в различных сферах жизни государства и общества особенно достойны внимания».
В свою очередь директор Центра исследований проблем гражданского общества (Украина) В.Кулик, говорил о том, что «во-первых, когда мы говорим о реформах в Узбекистане, хотелось бы отметить, что отказ от «шоковой терапии» и выбор собственной модели развития - поэтапного и последовательного проведения реформ, был самым правильным путем становления молодого независимого государства. Демократический процесс развития в Узбекистане можно условно разделить на два периода. Это с 1991 года по 2000 года – этап, когда решались вопросы становления и сохранения государственности независимого Узбекистана в тех непростых условиях безопасности в регионе, имея ввиду ситуацию в Афганистане и Таджикистане, беспорядки в соседней Киргизии, создавались современные структуры обеспечения безопасности, закладывались экономические и социальные и иные основы независимого государства. С 2000 года начинается этап формирования устойчивой системы демократического развития Узбекистана. Концепция, которая озвучена в ноябре этого года И.Каримовым дает новый импульс для развития демократических институтов, создает устойчивую платформу многопартийности, дальнейшему повышению роли общественных организаций, одним словом поднимет на качественно новый уровень ход реформ».
Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане И.Венцель подчеркнул поэтапную работу, проводимую в республике по развитию демократии. «Наблюдая за демократическими реформами в Узбекистане, следует отметить, что каждый год мы видим позитивные изменения в жизни государства и общества. Так, постоянно усиливается роль парламента Узбекистана. Все это происходит ни в одночасье, а в этом направлении ведется постоянная, кропотливая работа», - сказал эксперт.
Отметим, что широкий резонанс у экспертного сообщества вызвали новые инициативы, озвученные Президентом Узбекистана. Как подчеркнула, доктор политических наук университета Канзас (США) М.Омеличева, «последние инициативы президента Узбекистана заслуживают особого внимания. В частности, предложения по дальнейшему реформированию исполнительной власти, постепенно, приведет еще к большему балансу в распределении силы, что более соответствует западным либеральным демократическим стандартам власти».
По мнению эксперта Кембриджского форума по Центральной Азии (Великобритания) С.Вараджакова, «выступление Президента Узбекистана знаменательно тем, что в нем были озвучены наиболее значимые аспекты дальнейшего развития всех сфер жизни общества. В частности, это реформы в судебно-правовой, социально-экономической сферах, а также дальнейшее развитие институтов гражданского общества, которые получили значимый резонанс среди народа Узбекистана и повысили политический рейтинг вашей страны на международной арене. Эти реформы свидетельствуют о демократизации страны и показывают готовность широкой общественности и правительства к проведению дебатов и эффективному взаимодействию. Концепция также станет своеобразным стимулом для иностранных инвесторов, желающих работать в Узбекистане».
«Модель реформ, выбранная Узбекистаном, может быть применена и в других странах, - подчеркнул директор представительства НДИ в Узбекистане (США) К.Плексико. «Выступление президента на совместном заседании обеих палат парламента, я считаю важным фактором для дальнейшего развития вашей страны в реализации принципа перехода от сильного государства к сильному гражданскому обществу. Следует более детально изучать и шире распространять опыт этой страны в области демократизации».