Ее организаторами выступили Институт по изучению гражданского общества, Парламентская комиссия по управлению средствами Общественного фонда по поддержке и развитию негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.
В мероприятии приняли участие депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, ученые, специалисты, эксперты, представители Фонда «Махалля», органов самоуправления граждан, других гражданских институтов.
Как было отмечено в мероприятии, выбранная для обсуждения тема и формат участников не случаен. Они тесно увязаны с практической реализацией задач, обозначенных Президентом нашей страны Исламом Каримовым в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, реализацией на деле принципа «От сильного государства к сильному гражданскому обществу».
Как отметили эксперты, орган самоуправления граждан – махалля является уникальным институтом системы гражданских организаций, той основой, на которой формируется сильное и открытое гражданское общество в стране. Являясь важнейшим первичным звеном общественного самоуправления, обладающим мощным созидательным потенциалом, они играют ключевую роль в дальнейшей либерализации политической, экономической и духовной жизни общества, обеспечении адресной социальной поддержки населения, развитии частного предпринимательства и семейного бизнеса и т.д.
По словам представителя ИИГО, Ж.Чоршанбиева: «Как неоднократно отмечал Президент нашей страны Ислам Абдуганиевич Каримов - органы самоуправления граждан - это наше будущее. Раз мы хотим построить гражданское общество, то фундаментом, составляющим его основы, являются именно эти органы.
Поэтому с первых дней независимости в нашей стране приняты системные и последовательные меры по возрождению и всемерному укреплению этого важнейшего гражданского института, повышению ее роли и значения в жизни каждого человека и каждой семьи, в государственном и общественном управлении, в сплочении людей, укреплении правопорядка на местах. Если в начале независимости махалля выполняла только 2 функции, то сегодня она выполняет более 30 функций социально-экономического характера, которые ранее находились в прерогативе местных органов власти. Это является реальным примером реализации в нашей стране принципа От сильного государства к сильному гражданскому обществу.
В частности, важное значение имели внесенные в 2003-2004 гг. изменения и дополнения в Закон «Об органах самоуправления граждан». Образованы примирительные комиссии при органах самоуправления граждан, общественные формирования «Махалла посбони», в аппараты сходов граждан введены должности консультантов по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания».
Также, по словам депутата законодательной Палаты Узбекистана Х.Рузметова: «Сегодня в ходе интерактивного общения, рассматривая разрабатываемый законопроект по внесению изменений и дополнений в законодательство о выборах председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников, мы детально обсудили следующие вопросы.
Первое - более четкое определение органов, ответственных непосредственно за подготовку и проведение выборов, разграничение их полномочий. В настоящее время в этот процесс вовлечены комиссии по содействию организации и проведению выборов председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников, образуемые соответствующим Кенгашем народных депутатов, а также рабочие группы, создаваемые решением соответствующего схода граждан или его кенгаша на период выборов.
Вместе с тем, в законодательстве не определен порядок регистрации участников выборного собрания, взаимодействия рабочих групп и комиссий, механизм организации и проведения выборов представителей граждан от дворов, жилых домов, улиц, микрорайонов, кварталов и т.д.
Второе - дальнейшее повышение роли и ответственности Кенгашей народных депутатов в вопросах подготовки и проведения выборов председателей (аксакалов) сходов граждан. В действующем законодательстве четко расписаны задачи и обязанности исполнительных органов. Однако, по мнению экспертов, следовало бы повысить ответственность и местных представительных органов, депутатов по подготовке и проведению выборов.
Третье - обеспечение подотчетности органов сходов граждан – председатель (аксакал), кенгаш, комиссии по основным направлениям деятельности махалли, ревизионная комиссия, административная комиссия и др. перед самым сходом граждан, действенного общественного контроля над их деятельностью.
Мы рассмотрели и другие важные вопросы касательно выборов, которые будут учтены в ходе разработки законопроекта».
Как было отмечено, Институт по изучению гражданского общества совместно с Парламентской комиссией планирует провести серию подобных форумов с участием разработчиков законов и представителей гражданских институтов, ученых и специалистов по обсуждению законопроектов, разрабатываемых в рамках реализации положений Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.
Напомним, что в Узбекистане в мае и июне 2011 года намечены выборы председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников, которые по законодательству проводятся каждые 2,5 года.