Эксперты «Юксалиш» предупреждают о рисках коррупции в проекте транспортной реформы Ташкента
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Эксперты движения «Юксалиш» провели общественную экспертизу проекта постановления президента, направленного на решение транспортных проблем Ташкента, и пришли к тревожному выводу.
Вместо реального прорыва и решения проблемы пробок, столица может столкнуться с созданием громоздкой структуры с неясными полномочиями, большим бюджетом и рисками коррупции.
Проект постановления "О дополнительных мерах по совершенствованию управления транспортной системой города Ташкента и предотвращению заторов" разрабатывался хокимиятом столицы при участии нескольких министерств.
Его цель – модернизировать транспорт, внедрить цифровое управление, развивать общественный транспорт и устранить хаос на дорогах.
Однако эксперты «Юксалиш» предупреждают, что на практике документ имеет множество недостатков. Вместо четких механизмов реализуемости в нем используются общие формулировки, а также содержатся потенциальные лазейки, что вызывает сомнения в прозрачности и реальном цифровом прогрессе.
Одним из основных проблемных моментов является создание Центра по организации дорожного движения Ташкента. Хотя это формально хозяйствующий субъект в форме ООО, по сути, это новый квази-государственный игрок, который будет контролировать все транспортные потоки, разрабатывать нормативы и координировать всех участников отрасли. Однако его функции, подконтрольность и механизм принятия решений в проекте не прописаны. В документе уже указан бюджет на сумму 90 миллиардов сумов, из которых 50 миллиардов предоставит государство.
«Юксалиш» выражает обеспокоенность тем, что это может привести к дублированию функций, увеличению бюрократии и созданию новой структуры, которая будет стоять между властями и реальными исполнителями, что может вызвать рост коррупции и снизить эффективность реформы.
Особенно критикуются положения, дающие центру право одобрять или блокировать строительство объектов, размещение рекламы, модернизацию дорог и даже выплаты подрядчикам без четкого регламента. Это создает риск коррупции.
Дополнительное создание должности заместителя хокима по транспорту и секретариата лишь усложнит управление, что может замедлить изменения.
В ответ на это эксперты предложили радикально пересмотреть проект:
1. Превратить новый центр в полноценный государственный орган с четко ограниченными функциями и подотчетностью.
2. Исключить несвязанные с транспортом задачи, сосредоточив внимание на главном.
3. Разработать реальную стратегию развития пешеходного, велосипедного и общественного транспорта.
4. Прописать прозрачные процедуры конкурсного отбора подрядчиков и механизмов финансирования.
5. Обеспечить постоянный общественный контроль на всех этапах.
Ташкент является не только крупнейшим городом страны, но и ее экономическим центром. Проблемы с пробками, хаосом на дорогах и неэффективным транспортом тормозят развитие экономики. Именно поэтому реформа должна быть глубокой, честной и эффективной, а не превращаться в бюрократическую конструкцию с расплывчатыми задачами и неоправданными расходами.