Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Для оценки уровня диверсификации экспорта текстильной промышленности по товарам и странам использовался индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). По показателям HHI, уровень диверсификации делится на следующие 3 группы:
- высокий (0-1500);
- средний (1500-2500);
- низкий (2500-10000).
Справка: HHI является мерой концентрации рынка и широко используется для оценки уровня диверсификации. Минимальное значение индекса близко к 0, что указывает на высокий уровень количества и разнообразия товаров или стран на рынке, а максимальное значение, равное 10 000, означает полную монополию 1 товара или страны на рынке экспорта.
Динамика экспорта. В период с 2016 по 2023 годы объем экспорта текстильной продукции увеличился в 2 раза и составил 3,2 млрд долл. в 2023 г. Доля экспорта текстильной продукции в общем объеме экспорта выросла с 13,1% в 2016 г. до 18,9% в 2021 г. Несмотря на рост объема экспорта отрасли на 4,2% в 2022 г. и на 0,6% в 2023 г. по сравнению с 2021 г., ее доля в общем объеме экспорта снизилась до 17% в 2022 г. и до 13% в 2023 г.
Диверсификация продукции. Уровень диверсификации экспорта текстильной продукции по видам товаров ежегодно улучшается. Индекс HHI в 2016 г. составил 2668, а к 2023 году значительно улучшился, снизившись до 1648. За исследованный 8-летний период экспорт текстильной отрасли перешел от слабо диверсифицированного рынка к умеренно диверсифицированному.
Переход от экспорта сырья к экспорту продукции с добавленной стоимостью. Экспорт хлопкового волокна сократился с 637 млн. долл. в 2016 г. до 70 тыс. долл. в 2023 г. Доля хлопковой пряжи в экспорте текстильной продукции снизилась с 51,1% в 2021 г. до 37,9% в 2023 г. Эти изменения в структуре экспорта свидетельствуют о том, что текстильная отрасль ускоренными темпами переходит к производству готовой и полуготовой продукции. В частности, в 2016–2023 гг. увеличилась доля в экспорте готовой продукции, такой как трикотажные полотна машинной или ручной вязки (с 4,1% до 9,7%), предметы одежды, трикотажные машинной или ручной вязки (с 12,9% до 27,2%) и предметы одежды (кроме трикотажных изделий машинной или ручной вязки) (с 0,8% до 4%).
Диверсификация по странам. Индекс HHI по странам вырос с 1606 в 2016 году до 2435 в 2023 году, что указывает на снижение уровня диверсификации экспорта по направлениям. Это связано с тем, что доля РФ в экспорте текстильной продукции выросла с 29% в 2016 г. до 45% в 2023 г. Несмотря на ухудшение индекса по странам, в течение 2016–2023 гг. в текстильной отрасли сохранялся средний уровень диверсификации по странам. В 2023 году основными рынками экспорта текстильной продукции, кроме РФ, стали Китай (13,7%), Турция (10,4%), Кыргызстан (7,8%) и Иран (3,2%).
В 2021 году Узбекистан получил статус члена системы GSP+, и за последующие 3 года экспорт текстильной продукции в Европейский Союз значительно увеличился. В частности, в 2020 г. экспорт составил 76,4 млн долл., а в 2022 году – 178,5 млн долл. Однако, в 2023 г. объем экспорта снизился на 14% и составил 152,8 млн долл. Следовательно, в будущем необходимо совершенствовать производство продукции, пользующейся высоким спросом в ЕС, и повышать экспортный потенциал. Это позволит повысить диверсификацию направлений экспорта Узбекистана и расширить возможности для освоения новых рынков.