Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Фармацевтический рынок Узбекистана сегодня развивается стремительно и привлекает все больше международных игроков. Участники рынка говорят о большом потенциале фармотрасли в Узбекистане в ближайшие годы при условии должного регулирования, в частности – при усилении борьбы с контрафактом и контрабандой лекарственных препаратов.
Какие изменения произошли уже за этот год, и что ждет рынок и систему здравоохранения в 2025-м – рассказал UzDaily Алексей Тетерюк, менеджер по работе с государственными органами и доступу препаратов на рынок международной биофармацевтической компании AstraZeneca в Узбекистане.
— Алексей, подводя итоги 2024 года, расскажите, какие изменения произошли в Узбекистане в части борьбы с контрафактом и обеспечения качества лекарственных препаратов?
Проблема контрабанды и распространения фальсифицированных препаратов в Узбекистане пока остается, но мы видим, что государство обратило на нее внимание и предпринимает определенные действия для ее устранения.
Во-первых, внедрена система фармаконадзора, соответствующий указ Президент Узбекистана подписал в январе 2024 года. Документ направлен на реализацию комплекса мер, призванных улучшить выявление и реагирование на возможные угрозы, связанные с применением лекарств. Речь о том, чтобы в стране была создана государственная система получения и отработки сообщений о нежелательных явлениях, которые возникли у пациентов после приема препаратов. Можно сказать, что в стране появляется юридическая основа для внедрения международного стандарта GVP (Good Pharmacovigilance Practice, Надлежащая практика фармаконадзора — стандарт качества для мониторинга безопасности лекарственных препаратов и, при необходимости, принятия мер по снижению рисков и увеличению преимуществ лекарственных препаратов).
Также в этом году власти страны присвоили аптекам статус организаций, ответственных за обеспечение потребителей качественными и безопасными препаратами. Аптеки обязали уведомлять о соблюдении требований к качеству лекарств уполномоченный орган при Минздраве Узбекистана. Это важные шаги для контроля за фармацевтической продукцией и предупреждения трагедий, которые Узбекистан уже, к сожалению, видел ранее.
Кроме того, в октябре кабинет министров республики принял положение о постмаркетинговом контроле за фармацевтической продукцией. Это означает, что время от времени регулятор будет совершать контрольную закупку препаратов, находящихся в гражданском обороте, чтобы проверить качество продукции и ее соответствие техническим нормативам. Новый механизм контроля начнет действовать с 1 января 2025 года.
— Но риски попадания в аптеки фальсификата и контрабандных препаратов все еще остаются? Как их предотвратить?
AstraZeneca работает в Узбекистане с 2021 года и, несмотря на бесперебойные поставки наших препаратов в страну, мы регулярно сталкиваемся со случаями контрабанды наших лекарств: партии препаратов ввозятся в Узбекистан в обход таможенного законодательства и в нарушение требований к транспортировке и хранению препаратов. К примеру, в аптеках могут продаваться препараты AstraZeneca в упаковке на языке стран, откуда нет импорта по официальным каналам. При этом такие препараты ввозятся зачастую в чемоданах без соблюдения температурного режима, что приводит к порче лекарственных препаратов, и они становятся менее или вовсе неэффективными для лечения заболеваний.
Чем опасны контрафактные или контрабандные препараты для людей? Главное – отсутствует гарантия оригинальности препарата. Люди не застрахованы от покупки поддельных лекарств с неизвестными компонентами, которые могут не только не оказать терапевтического эффекта, но и ухудшить состояние здоровья – в зависимости от того, чем наполнили подделку.
Необходимо ужесточить наказание за ввоз и сбыт на территории Узбекистана контрабандных и фальсифицированных лекарств с отъемом лицензии на фармацевтическую деятельность у нарушивших законодательство аптек. Это позволит значительно сократить объем серого рынка лекарственных средств и снизить риски для пациентов.
— В Узбекистане больше двух лет действует система обязательной маркировки лекарственных препаратов. Как участники рынка оценивают ее работу?
Развитие системы маркировки лекарств в Узбекистане — важная мера защиты граждан от опасной продукции. Маркировка служит подтверждением оригинальности препаратов и означает, что их правильно произвели и ввезли. При этом она работает только в случае, если препарат отпускается аптекой с выдачей чека. Поэтому очень важно следить, чтобы в аптеке штрих-код на упаковке препарата был отмечен в системе при отпуске.
Конечно, запуск и настройка системы отслеживания продукции — это всегда сложный многоуровневый процесс, в котором участвует вся отрасль. Очевидно, это в некотором роде стресс для бизнеса и регуляторов, но с ним удалось справиться. Мы видим, что отладка всех процессов маркировки уже завершилась.
При этом система цифровой маркировки — лишь одна из мер для создания честного и безопасного рынка лекарственных препаратов. Здесь нужен комплекс мер: это и ужесточение законодательства с точки зрения ввоза контрафакта, и урегулирование проблемы «параллельного импорта», и развитие системы патентной защиты, о которых я говорил ранее.
— В сентябре власти Узбекистана и России договорились о взаимном признании кодов маркировки лекарственных препаратов для медицинского применения. Как этот документ повлияет на фармацевтический рынок Узбекистана?
Это решение потенциально может расширить доступ узбекских пациентов к современным лекарственным препаратам, которые уже доступны в России. После определения механизма работы у компаний появится возможность отгружать в Узбекистан товары, произведенные и промаркированные в России по российским регуляторным требованиям. Но только в случае, если товары зарегистрированы в Узбекистане. При этом коды маркировки, нанесенные в России, будут валидны и в узбекской системе маркировки ASL Belgisi.
Это расширит объем поставок на фармацевтический рынок Узбекистана. Интеграция систем сделает трансграничную отгрузку беспрепятственной. Таким образом, в Узбекистане пациенты будут обеспечены необходимыми препаратами.
— Какие точки роста вы видите у фармрынка и системы здравоохранения Узбекистана?
Прежде всего, мы видим новые возможности в государственном сегменте здравоохранения. Несмотря на то, что инновационных препаратов на рынке Узбекистана становится все больше, их доступность для пациентов пока сравнительно мала. Проблема – в недофинансированности здравоохранения. К примеру, согласно документу о государственном бюджете на 2024 год, на закупки препаратов для лечения онкологических заболеваний выделялось 151 млрд сум, препаратов против гематологических заболеваний – чуть более 121 млрд сум. Этих средств, увы, недостаточно для охвата всех пациентов необходимой терапией. Лекарственное обеспечение пациентов – острый и социально значимый вопрос, где крайне необходимо активное участие государства для расширения доступа граждан к современной терапии.
Однако, важно, что государство пытается улучшить эту ситуацию и увеличивает объем бюджетных средств на здравоохранение. Согласно принятому Закону о государственном бюджете Узбекистана на 2025 год, эта сумма будет на 10,4% больше, чем в 2024-м и составит 5,1 трлн сум. Так, на улучшение онкологической помощи и развитие онкослужбы будет выделено 166,4 млрд сум. Кроме того, появилась новая статья расходов на медицинскую помощь детям с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями — 135 млрд сум.
Республика уделяет все больше внимания таким вопросам, как лекарственное обеспечение и развитие эффективной медпомощи – очевидно, это позитивный тренд, который в 2025 году только усилится. Важно консолидировать усилия государства, медицинского сообщества и производителей лекарств, чтобы ускорить развитие как самой системы здравоохранения, так и фармрынка Узбекистана. Это позволит повысить эффективность медицинской помощи, в частности, выявлять заболевания на более ранних стадиях и благодаря инновационной терапии добиваться лучших результатов лечения, продлевая жизни людей.