Курсы валют от 27/09/2024
$1 – 12736.48
UZS – -0,17%
€1 – 14193.53
UZS – -0,52%
₽1 – 137.60
UZS – -0,33%
Поиск
Финансы 10/08/2020 Доходы Государственного бюджета Республики Узбекистан в I полугодии 2020 года составили 58,2 трлн сум
Доходы Государственного бюджета Республики Узбекистан в I полугодии 2020 года составили 58,2 трлн сум

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Основная часть доходов Государственного бюджета обеспечивается за счет налоговых и таможенных поступлений. При этом увеличивается удельный вес неналоговых источников - благодаря прежде всего росту поступлений дивидендов (части прибыли) по государственной доле.

Доходы Государственного бюджета Республики Узбекистан в I полугодии 2020 года составили 58,2 трлн сум, или на 7,5 трлн сум больше аналогичного периода прошлого года. В целом, по состоянию на 1 июля 2020 года налоговые поступления составили 45,9 трлн сум, что на 6,8 трлн сум (17,2%) больше аналогичного периода прошлого года.

Поступления налогов за I полугодие увеличились, несмотря на снижение налоговых доходов во II квартале из-за уменьшения экономической активности и предоставленных налоговых льгот в период коронавирусной пандемии. 

Основная часть доходов Государственного бюджета сформирована за счет следующих налогов: НДС - 14,3 трлн сум (24,6% от совокупных доходов), налога на прибыль - 11,8 трлн сум (20,3%), налога на доходы физических лиц - 7,3 трлн сум (12,5%), налога за пользование недрами - 7,6 трлн сум (13%) и акцизного налога - 5,8 трлн сум (10%). 

Налог на добавленную стоимость

Поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС) за период январь-июнь т.г. составили 14,3 трлн сум, что на 2 трлн сум меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Следует отметить, что при отражении в отчетах поступлений налога сумма возмещения уменьшает собранную сумму налога. Так, собранная сумма составила 15,9 трлн сум, или на 0,9 трлн сум меньше аналогичного периода прошлого года.

При этом сумма НДС, возмещенного налогоплательщикам, только за I полугодие 2020 года составила 1,6 трлн сум. Она увеличилась более чем в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обеспечило возврат предприятиям их оборотных средств.

На поступления НДС в I полугодии текущего года повлияли следующие факторы:

-снижение ставки НДС с 20 до 15% (с 1 октября 2019 года);

-введение Налогового кодекса в новой редакции. В частности, если ранее отрицательный НДС возмещался только экспортерам, то теперь - всем налогоплательщикам. НДС по приобретенным основным средствам возмещается не равными долями в течение 12/36 месяцев, а единовременно;

-снижение экономической активности субъектов предпринимательства во II квартале текущего года, обусловленное введением карантинных ограничений для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

Поступления НДС, администрируемые налоговыми органами, составили в I полугодии текущего года 8,1 трлн сум. При этом в текущем году наблюдалось снижение поступлений НДС во II квартале по сравнению с I кварталом более чем на 0,6 трлн сум. В частности, снижение поступлений пришлось на май месяц (почти на 30%) и было обусловлено введенными карантинными ограничениями в апреле месяце. 

Послабление карантинных ограничений в мае месяце отразились также и на поступлениях в июне, которые достигли уровня мартамесяца текущего года. Свою роль в сборе налога также сыграло повсеместное внедрение электронных счетов-фактур.

Наряду с этим, на поступлениях положительно сказался рост количества плательщиков НДС. Так, по состоянию на 1 июля 2020 года количество плательщиков НДС составляло 97 815 субъектов, что на 12 042 субъекта больше по сравнению с началом года. На 20 июля т.г. их количество превысило 105 тысяч.

Поступления НДС, администрируемые таможенными органами, составили в I полугодии текущего года 7,8 трлн сум. При этом поступления по налогу в текущем году во II квартале превысили поступления I квартала на 4,1 процента и составили 4 трлн сум. Вместе с тем предоставлена отсрочка по уплате налога сроком до 120 дней 1 698 юридическим лицам на сумму 811 млрд сум.

Налог на прибыль

За период январь-июнь 2020 года поступления по налогу на прибыль составили 11,8 трлн сум, или на 5,1 трлн сум больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост поступлений обусловлен:

-увеличением базовой ставки налога на прибыль с 12 до 15%;

-изменениями в налогообложении предприятий горнодобывающей промышленности;

-ростом цен на драгоценные металлы в первой половине текущего года.

В частности, в общем объеме поступлений по налогу на прибыль по итогам первого полугодия 65% приходится на предприятия горнодобывающей промышленности.

При этом суммы поступлений по налогу на прибыль во II квартале снизились относительно I квартала. Поступления в I квартале были обусловлены результатами финансово хозяйственной деятельности за IV квартал прошлого года, а также авансовыми платежами, рассчитанными исходя из прибыли прошлого года. 

Если исключить налог на прибыль от горнодобывающих предприятий, то поступления по налогу во II квартале уменьшились по сравнению с I кварталом на 30 процентов.

На уменьшение поступлений по налогу на прибыль во II квартале т.г. повлияли следующие факторы:

-снижение экономической активности субъектов

предпринимательства, обусловленное введением во II квартале текущего года карантинных ограничений для предотвращения распространения коронавирусной инфекции;

-предоставление права налогоплательщикам представлять справку о сумме авансовых платежей по налогу на прибыль начиная со II квартала 2020 года, исходя из ожидаемого объема, с отменой требования его исчисления по результатам предыдущего квартала.

В результате этого:

-более 2 200 предприятий, которые ранее уплачивали авансовые платежи, представили «нулевые» справки по авансовым платежам;

-порядка 4500 предприятий представили справки с уменьшением объема прибыли по сравнению с представленной налоговой отчетностью по итогам I квартала.

Налог на доходы физических лиц

В I полугодии текущего года поступления по налогу на доходы физических лиц составили 7,3 трлн сум, что на 1,1 трлн сум больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основным фактором, повлиявшим на динамику поступлений по налогу, является рост совокупного фонда оплаты труда и увеличение минимального размера оплаты труда на 18% (сравнение I полугодия т.г. с аналогичным периодом прошлого года). Кроме того, снижение ставки социального налога для предприятий с государственным участием с 25 до 12% также позволило повысить заработную плату работников.

Вместе с тем в текущем году наблюдается снижение поступлений по налогу на доходы физических лиц во II квартале по сравнению с I кварталом, обусловленное следующими основными факторами:

-снижение экономической активности в апреле текущего года, повлекшее за собой снижение фонда оплаты труда в частном секторе. Частично это снижение было компенсировано выплатами отпускных, в том числе в бюджетном секторе, в период принятия жестких карантинных ограничений;

-увеличение размера необлагаемой налогом суммы материальной            помощи, выплачиваемой работнику, с 4,22- до 7,5-кратного минимального размера оплаты труда в 2020 году.

Так, по предварительной оценке, уменьшение экономической активности в частном секторе и обусловленное этим снижением облагаемого фонда оплаты труда привело к снижению поступлений по налогу на доходы физических лиц во II квартале текущего года относительно первоначальных прогнозов более чем на 500 млрд сум.

Вместе с тем снижение ставки социального налога с 12 до 1 процента с мая месяца текущего года для субъектов малого предпринимательства и отдельных отраслей экономики в период пандемии, наряду с ослаблением карантинных мер, позволило увеличить численность работников в негосударственном секторе по сравнению с апрелем месяцем на 16 процентов, а фонд оплаты труда - на 22 процента. 

Налог с оборота

В январе-июне текущего года поступления по данному налогу составили 630 млрд сум и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 307 млрд сум. Это обусловлено:

-переходом части плательщиков на уплату общеустановленных налогов при достижении по итогам года оборота более 1 млрд сум;

-снижением экономической активности во II квартале текущего года;

-предоставлением в этих условиях отсрочек или рассрочек по уплате налога с оборота.

Ресурсные налоги и налог на имущество

Общие поступления по ресурсным налогам и налогу на имущество за I полугодие текущего года составили 9,7 трлн сум, что на 0,5 трлн сум больше по сравнению с поступлениями за аналогичный период 2019 года. 

-поступления по налогу за пользование недрами в I полугодии 2020 года по сравнению с поступлениями за I полугодие 2019 года увеличились на 0,8 трлн сум и составили 7,6 трлн сум за счет:

-роста в текущем полугодии цены на золото на рынке драгметаллов в среднем на 26 процентов по сравнению с I полугодием 2019 года. Дополнительные поступления по данному налогу по горнодобывающим предприятиям составили порядка 5,5 трлн сум;

-индексации ставок налога, установленных в абсолютной сумме, на 15 процентов и установлением по отдельным видам полезных ископаемых налогообложения исходя из установленных ставок, но не менее их фиксированных размеров. Дополнительные поступления составили порядка 0,08 трлн сум.

Поступления по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами в I полугодии текущего года по сравнению с поступлениями за аналогичный период 2019 года сократились на 0,3 трлн сум и составили 2,1 трлн сум.

Поступления в I полугодии 2020 года по ресурсным налогам и налогу на имущество были обеспечены за счет:

-индексации налоговых ставок (в 1,15 раза) по земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами;

-увеличения с 1 января 2020 года ставок налога за пользование водными ресурсами для предприятий - производителей алкогольной продукции, кроме пива и вина (в 60 раз), в части объема воды, используемого для их производства, - 30,4 млрд сум;

-вовлечения с 1 января 2020 года в налогообложение полностью амортизированных зданий, по которым налог на имущество исчисляется исходя из его переоцененной (рыночной) стоимости - 7,8 млрд сум;

-перевода в разряд плательщиков этих налогов с 1 января 2020 года рынков, сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также юридических           лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность; 

-расширения с 1 апреля текущего года круга объектов, подлежащих налогообложению. В результате поступления в I полугодии текущего года по налогу на имущество увеличились на 13,9 млрд сум, а по земельному налогу - на 7,1 млрд сум. К таким объектам относятся железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи, объекты недвижимости, по которым принято решение Кабинета Министров Республики Узбекистан об их консервации, а также земельные участки, занятые этими объектами, облагаются по пониженным ставкам налога на имущество (0,2%) и земельного налога (коэффициент 0,1 к налоговым ставкам).

При этом поступления по земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами в текущем полугодии сохранились практически на уровне I полугодия 2019 года.

В I полугодии текущего года поступления по налогу на имущество юридических лиц снизились на 264,9 млрд сум, земельному налогу с юридических лиц - на 36,9 млрд сум и налогу за пользование водными ресурсами - на 3,3 млрд сум. Основной причиной снижения является предоставление субъектам предпринимательства решениями Президента Республики Узбекистан в период коронавирусной пандемии (II квартал) ряда налоговых льгот и преференций.

Так, в связи с принятыми мерами поддержки населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии с 1 апреля 2020 года субъектам предпринимательства предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами по упрощенной системе на условиях, предусмотренных в указах Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года № УП-5969 и от 3 апреля 2020 года № УП-5978.

При этом согласно Указу Президента Республики, Узбекистан от 18 мая 2020 года № УП-5996 субъектам малого предпринимательства была предоставлена дополнительная поддержка в виде списания сумм налога на имущество и земельного налога, подлежащих уплате за апрель и май 2020 года, по которым предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года № УП-5969 и от 3 апреля 2020 года № УП-5978.

Таким образом, у 17 247 субъектов малого предпринимательства были списаны суммы по налогу на имущество и земельному налогу за апрель и май 2020 года на общую сумму 29,5 млрд сум, из них налог на имущество - 11,6 млрд сум и земельный налог - 17,9 млрд сум.

Наряду с этим, Указом Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2020 года № УП-5996 на период с 1 июня по 1 сентября 2020 года предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога для:

-субъектов малого предпринимательства;

-рынков и торговых комплексов;

-кинотеатров, предприятий общественного питания,

предприятий общественного транспорта, спортивно-оздоровительных заведений;

-юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке

пассажиров, оказанию бытовых услуг, предоставлению помещения в аренду, в том числе для проведения банкетов. Данной льготой воспользовались 22161 субъект малого предпринимательства и 9 771 предприятие общественного питания, рынки и другие на общую сумму 176,2 млрд сум.

Также Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 годаNoУП-5978 предусмотрено освобождение на период с 1 апреля по  31 декабря  2020 года от уплаты налога на имущество и земельного налога туроператоров, турагентов и субъектов сферы туризма, оказывающих гостиничные услуги (услуги по размещению), АО «Uzbekistan Airways» и его структурных подразделений, АО « Uzbekistan Airports» и ГУП  «Центр Узаэронавигация». Данной льготой воспользовались 1 764 субъекта на общую сумму69,1млрд сум, из них 1746 туроператоров, турагентов и субъектов сферы туризма, оказывающих гостиничные услуги, насумму24,8млрдсум и 18 структурных подразделений АО «Uzbekistan Airways» –44,3млрд сум

Кроме этого, в I полугодии текущего года поступления по налогу на имущество юридических лиц по сравнению с поступлениями за аналогичный период 2019 года сократились также за счет того, что в феврале 2019 года в бюджет была внесена окончательная сумма налога за 2018 год с учетом текущих платежей, рассчитанных по ставке 5 процентов.

Справочно: с 1 января 2019 года ставка налога на имущество юридических лиц снижена с 5 до 2% и была сохранена в размере 2% на 2020год.

За отчетный период неналоговые платежи, администрируемые Государственным налоговым комитетом, составили 2,9 трлн сум, из них государственная пошлина - 0,5 трлн сум, штрафы 0,3 трлн сум, сборы - 0,5 трлн сум, доля государства в прибыльной продукции по соглашениям о разделе продукции - 0,2 трлн сум, дивиденды по государственной доле и отчисления от чистой прибыли ГУП - 1,2 трлн сум и 0,2 трлн сум - прочие поступления (аренда госимущества и другие).

Вместе с этим из-за ужесточения карантинных ограничений в бюджет недопоступило государственной пошлины на сумму 111 млрд сум, штрафов - 38 млрд сум и сборов - 147 млрд сум.

Законом Республики Узбекистан от 09.12.2019 г. № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» была введена обязательная уплата дивидендов по государственной доле в размере не менее 50 процентов со стороны государственных унитарных предприятий и обществ с долей государства в уставном капитале в размере 50 процентов и более. 

дивидендов, начисленных на долю государства по чистой прибыли, полученной в 2019 году на предприятиях и в организациях, государственная доля в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов, в том числе получаемой в 2020 году.

В результате реализации вышеуказанных мер в I полугодии текущего года дивиденды от данных предприятий (кроме горнодобывающих) поступили в размере 1,1 трлн сум, что на 0,9 трлн сум больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме этого, в рамках исполнения постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16.04.2020 г. №232 в республиканский бюджет были перечислены 50% остатка средств в национальной и иностранной валюте, имеющихся по состоянию на 16 апреля текущего года на депозитных счетах в коммерческих банках, образовавшихся за счет накопленных на внебюджетных счетах органами государственной власти и управления, судов и прокуратуры, министерствами и ведомствами отчислений от налогов, обязательных сборов, пошлин и штрафов. Также временно пересмотрены нормативы отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды министерств и ведомств.

Данные меры позволили мобилизовать средства в I полугодии текущего года в размере около 260 млрд сум для компенсации потерь поступлений бюджета в связи с распространением коронавирусной пандемии.

 

 

 

 

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал