Курсы валют от 24/09/2024
$1 – 12747.29
UZS – 0,14%
€1 – 14158.42
UZS – -0,35%
₽1 – 137.27
UZS – -0,14%
Поиск
Узбекистан 05/03/2011 Депутаты приняли закон о поправках к конституции
Депутаты приняли закон о поправках к конституции
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняла закон о внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан.

Данный документ был подготовлен в соответствии с законодательными инициативами, изложенными в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании обеих палат Олий Мажлиса 12 ноября 2010 года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране».

Документ направлен на дальнейшую демократизацию государственной власти и управления, обеспечение более сбалансированного распределения полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом – главой государства, законодательной и исполнительной властью, а также усиление роли и влияния политических партий в осуществлении социально-экономических, общественно-политических реформ, обновлении и модернизации страны.

Перед рассмотрением на пленарном заседании нижней палаты законопроект активно и широко обсуждался на заседаниях фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана, в комитетах Законодательной палаты. В ходе этих обсуждений депутаты полностью поддержали законодательные инициативы главы Узбекистана, отметили своевременность и важность вносимых поправок в Конституцию Республики Узбекистан.

В ходе постатейного обсуждения законопроекта на заседании Законодательной палаты выступили представители всех фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана.

Депутаты от Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально- демократической партии Узбекистана подчеркнули, что в соответствии с проектом закона в статью 98 Конституции Республики Узбекистан вносятся дополнения, в соответствии с которыми вводится новый, отвечающий демократическим принципам конституционный порядок, когда кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест. Эта законодательная инициатива главы государства является, по сути, началом нового этапа демократического развития нашего государства, строительства правового гражданского общества и имеет историческое значение для нашей страны. Выступившие депутаты отмечали, что включение в Основной Закон Республики Узбекистан нового порядка формирования правительства значительно повышает ответственность политических партий, их роль и значение в жизни общества.

Члены фракции Народно-демократической партии Узбекистана отметили важность поправки, вносимой в Конституцию, в соответствии с которой Олий Мажлису предоставлено право выражать вотум недоверия Премьер-министру. В проекте закона четко регламентирован механизм реализации этого права. Так, в статье 98 Конституции определено, что в случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром Республики Узбекистан и Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной трети от их общего числа, вопрос о выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Вотум недоверия Премьер-министру считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром. Эта норма значительно усиливает роль фракций политических партий и парламента в решении важнейших государственных вопросов, расширяет полномочия Олий Мажлиса в системе органов государственной власти страны.

Выступившие от фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» особое внимание обратили на изменения и дополнения, вносимые в пункт 15 части первой статьи 78 Конституции, в соответствии с которыми палатам Олий Мажлиса предоставляется право заслушивания отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны. Это значительно расширяет возможности парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной ветви власти, станет важным фактором повышения эффективности деятельности депутатов, фракций в отстаивании интересов своих избирателей в решении актуальных социально-экономических вопросов.

Члены фракции Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» подчеркнули, что вносимые поправки в Конституцию страны значительно расширяют права, действенность исполнительной ветви власти по организации своей деятельности. В пункте 8 статьи 93 Конституции исключается полномочие Президента Республики Узбекистан, в соответствии с которым глава государства «формирует аппарат исполнительной власти и руководит им».

По мнению депутатов, вносимые изменения и дополнения стали возможными благодаря успехам, достигнутым Республикой Узбекистан за годы независимости, целенаправленному и поэтапному проведению демократических реформ, либерализации всех сфер общественной жизни. Созданные за годы независимости страны институты демократии, укрепление многопартийной системы, динамично развивающиеся процессы либерализации общества, рост политической культуры и правового сознания населения создают необходимые предпосылки для успешного достижения целей, поставленных Президентом Республики Узбекистан в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Достижения предыдущих лет убедительно доказывают правоту избранной модели эволюционного, поэтапного развития страны и необходимость дальнейшего следования по этому пути.

Представители депутатской группы от Экологического движения Узбекистана особо отметили важность вносимых изменений в Конституцию, предусматривающих механизмы парламентского контроля в сфере формирования и реализации бюджета страны. Так, в пункт 6 статьи 80 Конституции вводится норма, в соответствии с которой Сенату Олий Мажлиса предоставлено право утверждать указы Президента Республики Узбекистан о назначении на должность председателя Счетной палаты.

При этом депутаты от Экодвижения отмечали, что внесение в Конституцию страны новых правовых норм требует от обеих палат Олий Мажлиса дальнейшего совершенствования форм и методов работы парламента с институтами гражданского общества. В этой связи подчеркивалась важность более эффективного использования таких форм парламентского контроля, как депутатский запрос, заслушивание руководителей исполнительных органов власти о положении дел в социально-экономической сфере на местах.

Депутаты отметили необходимость кардинального улучшения работы с избирателями в округах, более широкого учета их мнений в парламентской деятельности, доведения до всех граждан страны сути и содержания вносимых изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан. По их мнению, успешное претворение в жизнь поправок к Конституции требует повышения общественно-политической активности граждан, их политической и правовой культуры, высокого уровня зрелости политических партий, их готовности принять на себя огромную ответственность за судьбу и будущее Республики Узбекистан.

С учетом мнений, высказанных на заседании, в ходе обстоятельного обсуждения документа Законодательная палата приняла Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)».

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал